24 июня 2011 г.
"Православие, при его устойчивости и приверженности корням, всегда будет являть определенную духовную новизну". Беседа с прот. Артемием Владимировым

Во вторник 12 апреля, перед возвращением в Москву после поездки в Калифорнию по приглашению Западно-Американской епархии, прот. Артемий Владимиров ненадолго остановился в Восточно-Американской епархии. За несколько часов до вылета о. Артемий встретился с корреспондентом епархиальной пресс-службы чт. Петром Лукьяновым и дал ему второе интервью для официального сайта епархии. В интервью о. Артемий отвечает на вопросы наших читателей и затрагивает широкий спектр вопросов, как, например, нынешнее положение Православния в Америке, духовная жизнь, исповедь, миссионерская работа, и многое другое. Мы рады предоставить вам, нашим читателям, интервью о. Артемия, чтение которого принесет вам не только удовольствие, но и духовную пользу.

Представители различных православных юрисдикций в Америке стремятся дать свое определение, понятие о Православии. В межправославных дискуссиях доминируют споры традиционалистов и модернистов. Нередко мы настолько увлекаемся этими спорами, что забываем о сути нашей веры и пытаемся сделать Церковь в угоду себе, а не Христу. Что Вы можете сказать, наблюдая со стороны, о состоянии Православия в Америке? Не могли бы ли Вы дать наставление и утешение православным, живущим в Америке?

 

С большой радостью для себя я узнал, что за нынешний год икона "Знамение" Курско-Коренная продолжает свою миссию в Новом Свете. И, как совершенно справедливо выразился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ‒ это может быть единственная Богородичная икона, ныне путешествующая по всем странам света, и призывающая всех православных ‒ греков, русских, румынов, грузинов ‒ кого только не встретит на своем пути, к подлинному единству в почитании Царицы Небесной, Ходатаицы за род человеческий пред Божьим престолом. Для меня было совершенно удивительным узнать, в какое движение пришла Греческая Церковь в Америке, встречая тысячными соборами Одигитрию Русского зарубежья, и проявляя пред Ней такое молитвенное усердие, искренность почитания, которому, может быть, нужно поучиться "русским традиционалистам". И те поразительные чудеса и знамения благодатной силы, которые, надеюсь, скоро будут опубликованы на сайтах не только греков, но и Русской Зарубежной Церкви, свидетельствуют о богоугодности означенного предприятия. Все мы замечаем, что силы мировой тьмы не дремлют, а все более и более сжимают, суживают свой круг, пытаясь омрачить умы и сердца народов земли. Вот почему Матерь Божия сегодня исходит по дорогам и площадям, по изгородям и околицам, говоря словами Евангельской притчи ‒ призывая всех и всякого, и черных и белых – тех, кто не растерял крупицы христианской веры и благочестия, в этой столь далекой от России стране. И конечно нам, русским, живущим в своем отечестве, совершенно очевидно, что миссия Знаменской иконы есть предпоследняя проповедь Православия, на которую отзываются и люди, совершенно далекие от Православной Церкви. Все происходящее несомненно содействует возвышению Русского зарубежья, Русской Православной Церкви Заграницей, как хранительницы святоотеческого Предания. Нелегкие дни переживает так-называемая Автокефальная Церковь в Америке. Видно, как противоборствуют в ней различные тенденции и, с прошлого года став свидетелем первого, братского застолья пастырей Зарубежья и Американской Автокефальной Церкви, я вижу, что духовное родство возглавляющих эти Церкви священнослужителей, весьма не нравится духу тьмы, который испокон века действует по принципу "разделяй и властвуй". А у Лукавого всегда находятся свои глашатаи, которые видят в этом сближении то, чего нет. Обеспокоенные, может быть, единственно материальной стороной вопроса, иные люди почему-то проявляют психологию старшего брата из притчи возвращения младшего, блудного сына ‒ Что это за пир?! Что это за праздничное ликование?! Зачем, отец, ты пошел на трату и заколол тельца упитанного, а мне не дал и козленка – по что это, младшему брату оказана подобная честь?! Он, мол, иждив свое имение с блудницами, теперь получает права сыновства! ‒ И осерчал, и не хотел войти в праздничные, светлые палаты. Сын мой, ‒ кротко отвечал отец, не подобает ли нам возрадоваться, ибо мертв был и ожил, пропадал и нашелся! Мне кажется, что дух Православия ‒ истинного, неказенного, неформального, неначетнического, немодернистского ‒ как раз и заключается в умении радоваться всякой душе, которая, чувствуя приближение святыни, откликается на нее искренной молитвой, покаянием, или хотя бы простым интересом, ибо все начинается с привлечения внимания, с движения ума, затем и сердца, к святыне. И думаю, что Православие, при его устойчивости и приверженности корням, а значит умении и сохранять благодатные формы, не нами выработанные и не нами установленные, всегда будет являть и определенную духовную новизну ‒ а эта новизна заключается не в бесконечном реформировании, которое не от Бога, но в умении говорить с людьми на их языке, в умении раскрывать сокровище православного Предания, сокровище Писания, на доступном и понятном языке. Проповедь – это умение находить общий язык с теми, кто интуитивно тянется к благодатной глубине и высоте Православия, хочет припасть к ее неоскудевающему источнику.

 

В последние несколько месяцев предстоятель Православной Церкви в Америке, Блаженнейший митрополит Иона оказался в центре конфликта (религиозных/православных) традиционалистов и модернистов. Какова, по Вашему мнению, роль Его Блаженства в определении будущего Православия в Америке?

 

По счастью я имел возможность познакомиться с нынешним Предстоятелем Американской Церкви ‒ в России, когда он еще был светским, молодым человеком. Я знаю сегодня о том, что его стремление к традиционному благочестию, не всеми понимаемо и принимаемо в Америке, в его Церкви, ибо иным кажется, что Христианство должно эволюционировать и приспосабливаться к американскому образу жизни. Иные хотели бы видеть Христианство обезжиренным, обезвоженным, рафинированным, сходящем человеческой греховной природе и как будто бы призванным прислуживаться страстям человеческим. Зная обо всем этом, не только я, но все мы, пастыри Московской Патриархии молимся о том, чтобы скромные и очень тактичные действия Предстоятеля Американской церкви были бы правильно восприняты, ‒ ибо за ними стоит желание вздохнуть новый импульс, дух в слегка заветрившиеся мехи: налить не новое, а хорошо настоянное вино в сосуд, чтобы приходящие в храмы Америки люди, знакомые и незнакомые с Православием, чувствовали вкус Православия, чувствовали его внутреннюю силу, и стали быть привлечены к алтарю Господню, не добровольно принудительными пожертвованиями в фонд того или иного прихода, но будучи покорены самой красотой Православия, его духовным величием и силою, оживляющей человеческие сердца. Пожелаю митр. Ионе, равно как и митр. Илариону, ‒ они хорошо нынче понимают друг друга, и телесного здоровья и духовной крепости для несения Первосвятительского креста. И конечно добрых помощников, тех близких по духу пастырей, вкупе с которыми они могли бы действительно свидетельствовать авторитет Православной Церкви, ‒ нравственный, духовный авторитет ‒ ближним и дальним, так чтобы самые оппоненты без слов были бы приобретаемы святому делу распространения веры, надежды и любви ко Христу и Церкви.

 

Православные по всему миру активно вовлечены в споры вокруг грядущего Межправославного собора. Многие из них, особенно среди представителей РПЦЗ, опасаются, что подобные мероприятия могут оказать отрицательное влияние на бытие Вселенской Православной Церкови. Что Вы скажите тем, кто считает, что подобные соборы означают собой конец традиционных православных ценностей и даже приближение конца света?

 

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь, однако суждение некоторое имеется. Относительно страхов, конечно мы с вами, изучая православное Предание, помним определенные высказывания преп. Нила Мироточивого и... ушки на макушке держать нужно. С другой стороны, Святейший Патриарх Кирилл – я помню лично его ответ на вопрос об этих страхах – говорит о том что, побаиваясь каких-то неправославных умозаключений и решений потенциального 8-го Вселенского собора, каждый может сегодня увидеть программу того, какие предварительные вопросы обсуждаются, может ознакомиться с ними, задавать вопросы – у нас был сводный вопрос от мирян Московского Патриархата, или от священства, относительно всей работы этого всеправославного Собора – и Патриарх предложил внимательнее исследовать предлагаемые материалы – каждый может вносить свои предложения, благодаря ныне компьютерному характеру этих обсуждений, и не бояться боязнью тушканчика, который забился куда-то в расселину скалы и боится оттуда выглянуть, но хорошо иметь страх Божий и, переживая за судьбу Церкви, посильно в них участвовать. Не только лично благочестием, но и хотя бы поставлением определенных вопросов, выражением своего отношения к тому или иному вопросу догматического, канонического характера, относящегося к жизни Церкви. Я думаю что, если можно так понять и даже оправдать нежелание епископа Православной Церкви участвовать в каких-то сомнительных экуменических встречах так-называемого Всемирного совета церквей, особенно в наше время, когда иные, декларирующие себя христианскими деноминации свободно допускают женское священство или оправдывают гомосексуализм, ‒ это богомерзкое дело ‒ можно понять консерватизм епископов Зарубежья, которые открещивались от подобной деятельности предыдущих десятилетий. Но когда речь идет об общении православных между собой, уж ничто не препятствует епископам участвовать в таких собеседованиях в качестве благочестивых соглядатаев, наблюдателей, которые могут донести своей пастве свои впечатления, наблюдения; тем паче, что епископы именуют себя каноническими и связывают себя с наследием церковного Писания и Предания. Сегодня, мне кажется, нельзя игнорировать еще и тот аспект, что уж очень быстро сгущается мировая тьма ‒ антихристианство во всех его видах и образах настолько аггресивно и подчас бесстыдно декларирует свои намерения, и нынче православным силам, православным поместным церквям, православным приходам, сосуществующим на одной географической территории, держаться порознь ‒ просто неразумно. Межправославный диалог вполне можно назвать свидетельством со стороны того епископа, который претендует на верность Писанию и Преданию, на полноту в деле хранения святыни Православия.

 

Многие, особенно среди членов Русской Зарубежной Церкви, гордятся тем, что ей в течение многих десятилетий удавалось сохранить Святое Русское Православие. Однако некоторые волнуются, говоря, что, мол, мы столько лет хранили свое наследие, а тут появится какая-нибудь объединенная Американская Церковь и все будет потеряно; не будет нужды в Русской Зарубежной Церкви, мы потеряем, если можно так выразиться, наш смысл бытия. В то же самое время, многие местные иерархи (представители других Церквей) утверждают, что участие Зарубежной Церкви в этих собраниях было бы полезным для поддержки истиного традиционного православного подхода, который нередко отстутвует. Однако сами представители Зарубежной Церкви опасаются, что они будут в меньшинстве и будут в конце концов поглощены.

 

Если сохранил, то можешь и поделиться, не правда ли? Православие есть не Русское Православие, о котором говорил преп. Серафим Саровский, как удерживающем начале, не есть вещь в себе, вещь для немногих, но хорошо, живя этим Православием, делиться им. От тебя не умалится если ты покажешь эти сокровища, ‒ и словом, и делом, и мыслью, не правда ли? Блаженнее отдавать, нежели приобретать, говорит Апостол Павел. Безусловно можно понять и одобрить охранительную заботу тех или иных епископов. Но мне кажется, по большому счету, что ‒ я отвечаю искренно, как и искренны задаваемые мне вопросы ‒ на самом деле проблема уходит глубже. Сегодня мы нуждаемся как никогда в таких светильниках веры, которыми были наши отцы: свят. Иоанн Шанхайский, митр. Филарет (Вознесенский) архиеп. Аверкий (Таушев); все это поколение действительно носило огонь Духа Божьего в своих сердцах.

 

Многие считают, что поскольку великих иерархов и духовных лидеров прошлого больше нет с нами на этой земле, они не могут нам помочь с сегодняшними духовными проблемами. Многие члены РПЦЗ думают, что без руководства великих иерархов мы не можем продвигаться вперед. Такое неустойчивое положение вызывает боязнь перед уготованным нам путем.

 

Прежде всего, пусть камень падает в наш огород священства и епископства. Сегодня и святителям и священникам должно идти путем накопления, аккумулирования Божией благодати, через личный, покаянный, молитвенный подвиг и литургисание. Церковь всегда будет смотреть, прежде всего, на архипастырей и пастырей как генералов и офицеров армии. Нам нужно только покаянными вздохами отвечать на эти вопросы мирян: Где нынче вдохновенные ревнители Божией веры, сила которых не в словах, а в делах, и во всей целокупности христианской жизни? Конечно, каждый должен сознавать ограниченность и скудость своих сил, и не браться за то, что эти силы превышают. Но опыт показывает, что два-три священника Русского зарубежья, действительно прошедшие хорошую выучку и школу священства, служения, самим своим внешним видом говорящим о традиционных ценностях Православия ‒ это реальная сила, и осторожность, подозрительность ‒ это грех. Когда нас трое или пятеро, когда мы можем сплотиться вокруг своего епископа, благочестие которого не вызывают ни у кого сомнения, это уже очень мощное представительство в богоотступническом мире. Опыт показывает (я сужу по пастырским совещаниям, в которых я участвовал на Восточном и Западном побережьях), какое глубокое внутреннее утешение, какой мир, какое подлинное вдохновение мы уносим от взаимного общения друг с другом. Я видел своими глазами, как эта благодатная атмосфера влияет на тех православных американцев, которые приехали, напр., в гости из Сан-Франциско и издалека, чтобы задать свои вопросы православным пастырям, и подлить елея в свои светильники. Поэтому, мне кажется, что не нам сетовать о том, что мы можем что-то потерять. Если ты чем-то реально владеешь, ты проникнут почитанием Богородицы, ты держишь в руках Курскую Коренную икону "Знамение", Одигитрию Русского зарубежья – неужели тебе страшно с этой святыней войти в антиохийский или греческий приход и увидеть, как люди от этой святыни отходят утешенными, как высыхают их слезы, как благодать Божья веселит их сердца? Нам есть что показать и чем поделиться с нашими православными собратьями, тем паче что, после воссоединения Патриархата и Зарубежья, атмосфера действительно меняется. Нынче кажется временем консолидации, сплочения православных сил Америки, ибо у нас есть куда более серьезные оппоненты, нежели мы сами друг ко другу.

 

Первый вопрос пришел из штата Южная Каролина: о. Артемий, у нас на американском Юге живет множество благочестивых протестантов. Это хорошие, добрые люди, искренно любящие Христа, активные протестантские миссионеры. Как нам, православным христианам, привлекать к истинной вере протестантов, многие из которых хорошо знают и понимают Библию?

 

Вопрос не простой, но очень важный и нужный, потому что с одной стороны мы призваны находиться в русле канонов Матери Церкви. И здесь нельзя идти на легкомысленные совместные моления, которые оставляют в душе православного человека внутреннюю тяжесть, ибо может ли быть богоугодным то моление, которое не начинается и не завершается призыванием имени Божией Матери и почитанием ее нерушимой стеной нашей веры? Другое дело, что православный человек, видя неподдельный интерес, приветливость, желание какого-то человеческого общения, мог бы послужить таким добронастроенным людям, раскрыв пред ними сокровищницу Предания. Я бы, например, предложил, если это только возможно, взять толкование на книгу Бытия или Евангелия от Матфея свят. Иоанна Златоустого, и попробовать устроить кружок вечернего или дневного чтения, чтобы эти каролинцы, хорошо знающие Писание и по-своему его трактующие, прикоснулись бы к поистине Божественной глубине святоотеческого любомудрия, толкования. Если мы встретим этот интерес ‒ ведь искренняя душа не может не уязвиться любовью к святоотеческой мысли – я бы предложил им Пасхальное слово свят. Иоанна Златоуста, предложил выдержки из его слов о священстве. Святитель Иоанн Златоуст очень прост как писатель, по стилю, а может быть можно будет дойти до каких-то извлечений из Василия Великого или Григория Богослова – ведь большинство протестантов, это не секрет, приходят к Православию через Греческую церковь, через Византийское наследие, и едва лишь только этот интерес у них пробудится, они увидят разницу между сладкоречивыми и самоуверенными проповедниками современного Протестантизма, и вечными жемчужинами Духа. Думаю, что здесь неплохо было бы почитать вслух св. прав. Иоанна Кронштадтского – его дневник переведен на английский язык – и глубина проникновения в тайники человеческой души. Или даже письма Оптинских старцев мирянам или монашествующим. Вот это было бы, мне кажется, прекрасное начало. Остальное приложится: опыт показывает, что едва лишь только человек заинтересуется миром православной Иконы (а мы знаем, какие у них абсурдные представления об Иконе), если им подготовить слайды мозайка св. Софии константинопольской, мозайка Равенны, и потихонечку, если те хотят не только проповедовать, но и слушать, потихонечку вводить их умы и сердца в Предание Церкви. Ведь что они знают об Иоанне Предтече, кроме только скупых Евангельских свидетельств? Ну можно подготовиться и вводить в их сознание житийные повествования, жития Георгия Победоносца, Пантелеимона Исцелителя – пусть повеет в их сердцах этой дивной силой древного мученичества. У кого-то может быть интерес и к России, в этом смысле жития свв. Новомучеников может быть полезным. Я бы предложил прежде всего беседу о стяжании Святого Духа преп. Серафима Саровского – что можно сказать против этого величия веры, которое у протестантов подмененно псевдохарисматическими переживаниями, не имеющими внутренней подлинности?

 

Из того же прихода следующий вопрос: Батюшка, мы переживаем, потому что у нас очень маленький приход. Большинство прихожан очень активно участвуют в посведневной жизни приходской семьи, но, поскольку прихожан мало, часто одним и тем же людям приходится убираться в храме, готовить трапезы, участвовать в мероприятиях и на церковном совете – и, конечно, посещать богослужения. Как предотвратить перегрузку и разочарование, и в конечном итоге, уход из церкви? Что бы Вы сказали этим людям, чтобы их подбодрить, и чтобы они не выдохлись и не пали духом?

 

Я думаю, что здесь необходим известный такт и деликатность батюшки и матушки, как ядру прихода. Вспоминаются слова русских пословиц: невольник ‒ не богомольник. Эти приходские труды для добровольцев должны быть не в тягость, а в сладость. Благодать, говорят в России, не насилует. Поэтому, вовлекая в орбиту храмовых забот людей, я думаю мы должны подражать Спасителю: не сразу прямо их записывать, в график включая. Если Вы желаете, если у Вас есть произволение, если Вам хочется того, мы были бы рады. И, таким образом этих новых членов не спешить брать за шиворот. Я, например, вспоминаю о своих некоторых ошибках, которые стараюсь не повторять: Вот пришел один молодой человек, достаточно обеспеченный, а храм терпел нелегкие времена (у нас большое хозяйство, более 200 чел. трудятся). И я, приняв его первую полу-исповедь, его откровенный рассказ (еще не было покаяния), про между прочем сказал ему, ‒ Как хорошо если бы раз в месяц Вы могли бы вносить по Вашим силам какую-то сумму на наше дело. Он отвечал, ‒ Конечно, с удовольствием! Пришел раз, пришел два, а потом и вовсе не пришел, потому что у него еще не было внутреннего импульса с радостью делиться тем, что Бог ему посылает. Я зарубил на носу эту ошибку, и стараюсь никогда никого не отягощать ‒ намекнуть я что-то могу, но человек сам знает, способен или не способен он на данный час или позже; это первое. Второе, конечно, неплохо рассказывать таким новообращенным прихожанам о том, что пребывание ваше в храме, часы вами там проведенные, это не просто общественная нагрузка, но хорошо было бы вспоминать слова преп. Серафима, который говорил о том, что древние христиане за счастие почитали унести пыль из храма, которую они увлажняли и ею помазывлись и исцелялись по своей вере. У нас в России принято при возрождении храмов выдавать каждому некоторый символический кирпичик, на котором записано его имя, и действительно, тот, кто хотя бы один кирпичик собственными руками поднесет к новосозидаемому храму, не лишится своей награды. Хорошо было бы, конечно, всегда так немножко вдохновлять людей, говоря о том, что час-другой, проведенный под покровом храма, может быть, и вашим детям даст благодать, избавит их от порабощения компьютерным играм, только за то, что вы здесь поучаствовали, вымыли кастрюльки после приходского обеда. Патриарх Алексий ІІ говорил о том, что нынче храмы в России должны были бы выполнять функции "дома пионеров" (в советское время были такие государственные дома пионеров, дома досуга, творческого отдыха, и много было разных кружков) – все это финансировалось советским государством. А сейчас повсюду, к сожалению, коммерция, и интересы детей занимают второе место. Так вот православные приходы в России должны заместить дома пионеров, чтобы дети здесь занимались и славяно-горицкой борьбой, и играли в пинг-понг, и занимались бальными танцами, и все это очень хорошо, потому что это под эгидой, под покровом храма, где сама атмосфера светлеет и делает человеческое общение легким и добрым. Наверное надо было бы объяснять этим новообращающимся людям, что находиться в фокусе внимания храма – это великая милость и благодать, и великая нравственная польза, и для детей, и взрослых. И сами плоды их трудов должны будут им это доказать. Бог не остается в долгу – взамен за приготовление благотворительного обеда на двунадесятый праздник, Господь позволит Вам сменить Ваш старый, разваливающийся шевроле, на новенькую тойоту, естественно с автоматической коробкой и всем тюнингом.

 

Когда приходы нашей епархии, особенно на юге страны, пытаются привлечь англо-неговорящих русских в свои общины, им приходится преодолевать огромный культурный барьер. Единственным отличием наших англо- и русскоязычных приходов является язык богослужения. Порядок и дух богослужений, традиции и календарь – те же самые, однако русские почему-то не хотят становиться прихожанами англоязычных приходов-миссий. Что бы Вы посоветовали нашим настоятелям для привлечения большего числа русских?

 

Я думаю, что здесь идет речь не столько о русских и американцах, сколько о той инертности человеческих душ, свойственной людям, еще не почувствовавшим, как следует, свет и тепло Матери Церкви. Каждый священник, как в России, так и в Америке, сталкивается с этим явлением. Поэтому на Божественной литургии мы, упоминая ангельские силы, называем их "поющими, вопиющими... глаголющими": Таковым и должен быть священник, которому, дай Бог времени и сил, не ограничиваться лишь богослужением, занимающим центральное место пастырской жизни; но необходимо еще раскидывать невод евангельский – мрежи, сети – Слово Божье, чтобы уловлять тех рыб, больших и малых, которые плавают вдали от церковного водоема. Значит необходимо проявлять определенную изобретательность, выдумку и находить такие возможности собирать людей на вечера, их могущие чем-то заинтересовать. Пусть это будет не под сводами храма, но в церковном зале; здесь священнику, конечно, не обойтись без помощи своих активных и думающих прихожан, с тем, чтобы устроить вечер: русской поэзии, истории, м.б. какие-то русские-американские связи, освоения юга или севера Америки первыми русскими поселенцами – короче, не обязательно церковных тем. Например, я побывал в Форт-Росс, и посмотрел на материалы и музейные экспонаты – там очень много интересных пересечений, ведь сама торговая компания, которая осваивала Форт-Росс, была Российско-Американской. Думаю, что священник, которому так важно вобрать в фокус и поле своей деятельности потенциальных прихожан – и мы же охотимся не за их карманами, а желаем доставить пользу их душе – может конечно идти и дальше – пусть это будет какой-то клуб молодежный, который поощряет общение с молодежью – все, что только укладывается в понятие христианской нравственности. В России, некоторые благочиния подмосковных городов даже устраивают для молодежи футбольные или иные турниры спортивные, и таким образом, священник имеет возможность хоть прикоснуться умам и сердцам подростков, прочитать молитву перед их состязаниями, мило побеседовать с ними за обедом. То есть, нельзя затвориться только в храме и ожидать у моря погоды. Пастырю будет в меру его общительности – у каждого пастыря есть свой конек, своя светская специальность, и все пусть идет в ход. И не умолчим о том, что сейчас в интернет-пространстве люди сходятся, расходятся, спорят на форумах, подымают какие-то вопросы, интересные для определенной возрастной стадии. Пожелаем российско-американскому духовенству в этом отношении активности, изобретательности и Божьего содействия – как говорят, цыплят по осени считают – глаза боятся, а руки делают – сделай один шаг, а Бог приблизится к тебе на два шага – и наше пастырское дело – закидывать удочки со словами, "Ловись, рыбка, большая и маленькая". А что даст Господь, то и даст.

 

Следует ли духовенству общаться с прихожанами в таких социальных сетях, как Facebook и Twitter, или лучше ограничиться только общением в церкви?

 

Я скажу про себя, что я – несколько старомодный человек, и у меня просто не хватило бы времени на Интернет-пространство – это же требует определенных часов общения, и по старинке я все таки предпочитаю личное общение, от сердца к сердцу, от уст к устам, но совершенно понимаю тех батюшек, которые владеют современными технологиями, спускаются в этот виртуальный мир – там тоже живые голоса, живые души, интересы и безусловно хотелось бы, чтобы и там были свои добрые очаги, свои светлые зоны, где люди могли бы задать вопросы о Боге, узнать что-то о Православии, вступить хотя бы в такую переписку с православным пастырем – думаю, что Господь благословляет такое начинание.

 

Многим представителям нашего духовенства приходится работать на полную ставку на мирской работе; они не имеют возможности посвятить все свое время удовлетворению нужд прихода. Общение в социальных сетях помогает таким клирикам, давая им возможность общаться с молодежью в удобное для них время.

 

Конечно. Тем паче, что всегда найдется из тысячи две души, для которых такой диалог со священником будет откровением – пусть это будет мексиканец или афро-американец, но дело пойдет. Мы, пастыри, знаем по опыту, что из виртуального, общение переходит в персональное, личное.

 

Пытаясь говорить с молодежью на их собственном языке, некоторые священники могут слишком сильно увлечься общением в социальных сетях. Является ли это опасным искушением или просто знамением современного времени?

 

Здесь, наверное, справедлиым будет русское присловие, ‒ Кто чем увлекается, тот тем и искушается ‒ что не в меру, то от Лукавого ‒ я боюсь выступать полицией нравов и давать рекомендации бородачам православным, и думаю, что священник знает свою меру, как в потреблении виски, так и в сидении в компьютерном underground.

 

Следующий вопрос из шт. Мэриленд: Отец Артемий, как я могу вдохновить молодежь возлюбить Господа более мира сего?

 

Я думаю, что здесь самым правильным ответом было бы для каждого из нас, православных священников, стремление возбуждать свой собственный молитвенный дух. Почему один священник страдает от пастырского одиночества, а другой не знает, когда ему можно было бы покушать. Думаю, что много зависит от устроения пастырской души. Мне пришлось побывать сейчас в Сан-Франциско, и соприкоснуться с духом свят. Иоанна (Максимовича); конечно, в его время русских людей было очень много, но и сейчас их не мало. Зато, тогда русским переселенцам приходилось в бедности и скудости собирать какие-то крохи для строительства храмов, они не были еще построены. Но, безусловно, молитвенный дух свят. Иоанна был тем магнитом, который неодолимо влек к себе человеческие души, и не только православные. Как сказал один из будущих епископов Русской Церкви Заграницей о своем духовном отце, которого он встретил в Париже: "Это был монах, аскет – когда я увидел впервые его лицо, и увидел неземное сияние, исходившее из его очей, я понял, что Бог необыкновенно близок к людям, и духовная красота этого пастыря навсегда привлекла мое сердце ко Христу". Вот, я думаю, более правильный ответ на этот сложный вопрос, но и, безусловно, людьми нужно заниматься; главная беда пастырей ‒ нам не достает времени на подобное общение. Чем больше трудов и любви ты вкладываешь в собственное дитя, тем более оно будет благодарно, тем более укоренятся те ростки, которые мы сеем в его душе. Конечно, человек свободен, и он властен всяко распорядиться самим собою. Насильно мил не будешь, однако все-таки опыт показывает, что грядка, которую долго не пропалывают, зарастается сорняками, а напротив, ежедневный уход за садом приносит наиболее обильные плоды. Поэтому, если в сфере влияния священника находится хотя бы небольшое число молодых людей, самоценны труды пастыря, когда он отдает свое личное внимание молодым людям, приспосабливаясь зачастную к их немощи, к их психологии, с отеческой любовью, улыбкой, благодушием, искоркой в общении; с ними разговаривая, он и будет тем умелым садовником, под руками которого рано или поздно расцветут прекрасные розы.

 

Вопрос от преподавателя приходской школы: в прошлые выходные я получил два классических вопроса, и попытался на них ответить, но хотел спросить и Ваше мнение. Вопросы следующие: почему являются грешными половые отношения вне брака; и почему наркотики запрещены, помимо того, что употребление их противозаконно?

 

Вопрос этот тем более актуален, что только сегодня мне позвонила одна русская мама, дочь которой учится в Лос-Анджелесе в современном университете по менеджменту, и дочка в ужасе рассказывает, как ей приходится одной, вместе с двумя пакистаночками-мусульманками, на уроках критического мышления отбиваться от преподавателей и от всех прочих студентов, которым очень внушают интенсивно, что очень хорошо сделать перый аборт, что марихуана это совсем не плохо, а очень хорошо, и лесбийские и гомосексуальные наклоны, это совершенно нормально – все очень хорошо. И хотя урок ‒ критического мышления, понимай как хочешь, но должно состоится свободное обсуждение. Но на деле все закончилось тем, что преподавательница сказала русской, православной христианке-студентке ‒ если ты будешь настаивать на то, что гомосексуализм, это плохо, то я не поставлю тебе положительную отметку. То есть прямое, не просто давление, а уже шантаж. Конечно, современному подростку в Америке – а скоро и в России будет, видимо, так ‒ совершенно нелегко, испытывающе такое сильное давление, отстоять право на человеческую, т.е. правильную, библейскую точку зрения. Тем не менее мы, православные педагоги, должны находить ответы, и ответы наши должны быть мудрыми и определенными. Не просто догматизировать – это плохо, это плохо, это плохо ‒ но находить рациональный способ разъяснения: почему нехороши добрачные связи? Судити по плодам ‒ обо всем нужно судить по плодам. Теория проверяется практикой, и наоборот. В большинстве своем распадаются как карточные домики те союзы, в которых он и она не связывая друг друга никакими обязательствами, а просто занимаются самоудовлетворением, называя любоьвю все эти сексуальные эксперименты. Бог вложил в нас родительные способности и взаимное тяготение полов для созидания семьи, для рождения детей. Но здоровье детей находится в прямой зависимости от поведения родителей. Опытные врачи, физиологи, говорят о том, что Бог создал человека существом моногамным, что совершенно соответствует библейскому Откровению о человеке: одна-две связи в жизни (две, в смысле, по необходимости, напр. кончины супруги). Там же, где происходит вместо супружеской любви – разврат, тотчас являются и плоды его: многочисленные болезни, которые не уврачевываются никакими лекарствами, истощают здоровье будущей матери, провоцируют врожденные или последующие болезни ребенка. Посмотрим с интеллектуальной точки зрения– чем сопровождаются развратные действия молодежи? Любой мало-мальски опытный педагог вам скажет, что юноша или девушка становятся неработоспособными, у них гасится не только любознательность и желание что-то познавать, но пропадает сама острота восприятия мира. Чем отличаются дети от взрослых? ‒ живостью, непосредственностью характера, радостьной открытостью навстречу чудесам Божьего мира, неспобностью долго находиться в состоянии уныния, обиды. Дети всецельные существа, благодаря своей чистоте, невинности, детству, целомудрию. Пусти ребенка по рукам, и он становится маленьким старичком – хандра, уныние, различные комплексы, отвращение от жизни, ослабленные витальные жизненные силы, вплоть до суицидальных комплексов и желания куда-то уйти из этой жизни ‒ но от себя не скроишься, как говорят. Давайте смотрим с этической, нравственной точки зрения: человек, растливший себя, лилию целомудрия бросивший в грязь и утверждающийся на этом пути, становится холодным циником, прагматиком, неспособным верить, не то, что в Господа Бога, а ни во что возвышное, идеальное, святое, ‒ человек, ставший жертвой сомнительных связей, как правило, начинает спускаться вниз по лестнице, ведущей в преисподнюю. Неслучайно разврат всегда идет в обнимку с другими грехами: там где наркотики, там и разврат; там где разврат, там уныние и отчаяние; там незнание, куда выплеснуть свои силы, и очень часто в России это уходит в какие-то криминальные дела. Не говорю о других способах прожечь, разрушить и оборвать свою жизни.

 

Забавный вопрос. Матушка спрашивает: У нас храм маленький, но в нем много детей. Правильно или неправильно давать детям шлепки за плохое поведение в церкви? Некоторые говорят, что, когда дети вырастут, будут вспоминать, как их ругали в церкви, а другие говорят, что родителям следует предоставить взрослым детям выбор, ходить или не ходить в церковь.

 

Я надеюсь, что мой ответ не услышит ювенальная юстиция того штата, в котором живет матушка, но у меня есть особая теория, что голова ребенка многоми нервными окончаниями связанная с попкой. Если до ума не доходит, то через тактильное воздействие на попку, путем легкого шлепка от любящего сердца, сигнал поступает прямо в голову и ребенок тотчас отказывается от своих шалостей, вновь принимая образ послушного ягненка.

 

Вопрос из Мичигана об исповеди: не изменившись в лучшую сторону со времени последней исповеди, стыдно и неловко исповедоваться еженедельно, хочется оттянуть время, чтобы исправиться. Правильно ли решение отсрочить исповедование грехов в такой ситуации или нет?

 

Никто из нас не смущается необходимостью часто стирать нижнее белье и ежедневно, по восстании от сна, промывать заспанные глаза и чистить зубы. Хотя ты при этом рационально совершенно понимаешь, что утром завтра придется делать то же самое. Но если ты этого не будешь делать, ты превратишься в свинью! У тебя будет пахнуть изо рта, и не только изо рта ‒ поэтому ты станешь героем сказки Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик". Там рассказывается об одном дворянине, который превратился в сущее чудище. Душа – не тем ли паче она нежнее, чем тело? И если тело требует мойки и чистки и стирки, то душа, которая столь впечатлительна, которая там быстро уязвляется образами греха, живя в этом мире, ‒ она требует освежения своих сил и очищения. Например, скажу про себя, что я очень понимаю свят. Амвросия, епископа Медиоланского, который говорил о себе: "Я нуждаюсь в ежедневном причащении свв. Христовых Таин (что значит, и очищение), потому что каждый день невольно согрешаю". Безусловно, не всякому приобщаться ежедневно или через день, но ничего зазорного в частом исповедании не только нет, но и быть не может. Да, скажет кто-нибудь: я не вижу в себе благого изменения. А я буду радоваться тебе, что ты, поисповедовавшись на прошлой неделе, и придя ко мне, священнику, на нынешней неделе, не натворил худших грехов – ты стоишь на месте, но это уже не плохо по отношению к тем твоим сверстникам, которые снисходят по кругам ада, все ниже и ниже, никогда не умея переступить порог храма. Между прочим, человеку не дано оценить и понять свой духовный рост. Неслучайно сказано в Священном Писании: "от Господа стопы человеческие исправляются" (Пс. 36:23). Хорошо уже то, что от исповеди к исповеди, приходя в сознание собственной неисправности, ты имеешь смиренно осуждение о себе самом ‒ ведь Бог смиренным дает благодать, а самоуверенным и гордым, считающие, что они не имеют нужду в раскрытии язвы своей души, Бог противится. Говоришь, придешь через шесть месяцев, ‒ прими пророчество, мой дружок: ты через шесть лет не придешь. С этой психологией, "вот отчищу свои перышки, вот приглажу себя, расчишу себя как Кошка Мурка, и явлюсь через шесть месяцев перед батюшкой-духовником светлым и чистеньким и симпатичным", таких-то и улавливает Лукавый в их ложной стыдливости, горделивости, и по шестьдесят лет держит вдали от храма. Мне бы не хотелось, чтобы твоя последняя исповедь была принята тобой, уже лежащим в гробу. Приходи лучше на следующей неделе, Бог поможет.

 

Согрешая, я теряю волю к молитве, и она перестает быть живой. Как Вы считаете, стоит ли подождать какое-то время, исповедоваться и причаститься, и попытаться снова приступить к молитве, надеясь, что жизнь вернется в нее, или, несмотря ни на что, вставать утром и , борясь с собой, пытаться снова и снова победить формализм в молитве?

 

Я придерживаюсь второй точки зрения, ибо сам Бог говорит, "Дам молитву молящемуся". И праведник, сказано, на дню седмижды согрешает. Каждый из нас видит собственную духовную кардиограмму, как взлет и падение, охлаждение и вновь собирание сердечной теплоты. Однако ждать у моря погоды ‒ дело неблагодарное. Сам Господь приглашает в свой виноградник в первый, третий, шестой, девятый час ‒ опыт духовной жизни показывает, что идущий в бой никогда не останется без поддержки свыше. Начинаем с ленцой и неохотой, а отходим от вечернего правило несколько утешенными. И дай Бог, чтобы каждый из нас завершал день не пораженным, а победителем, или по крайней мере, покаявшимся в своем поражении. Завтрашний день позаботится сам о себе, хотя нам его никто не обещал. Поэтому думаю, что нужно стараться всемерно поддерживать молитвенное дыхание, и даже если нам это не удается, Бог, по слову преп. Исаака Сирина, почтит наше мужество и терпение, если упав, мы прямо встаем в надежде на поддерживающую нас Божью десницу.

 

Почему в Японии, которую можно назвать языческой страной (там православные и христиане вообще – совершенное меньшенство), такое глобальное бедствие, как последнее землетрясение, не привело к бесчеловечным эксцессам: люди ведут себя очень достойно, помогают друг другу в беде, нет мародерства, нет резкого повышения цен на продукты или на проезд в транспорте. Поддержка чувствуется и на уровне правительства и просто по-соседски. Японцы преодолевают такую страшную беду, можно сказать, выполняя Божьи заповеди. Почему же тысячелетняя история Православия и последние двадцать лет церковного возрождения в России не удерживают наших людей от недостойного поведения, от мародерства и преступлений, от жажды наживы на чужой беде во время катаклизмов, происходящих в нашей стране. Или отступление от Бога карается гораздо более тяжелой формой безумия, чем непознание Его?

 

Согласен, что последний вопрос имеет в себе соль, чем выше заберешься, тем больнее падать. Мы православные, по крайней мере крещеные люди, должны уметь учиться всему хорошему у всех племен и народов ‒ не зря же сказано, что во всяком народе творящий добрые дела ‒ приятен Богу. Вот и японцы преподали нам урок человеколюбия, внутренней солидарности, оправдав русскую пословицу, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. И действительно общая беда сплачивает. Нечто подобное я наблюдал и в России в наше последнее, апокалиптическое лето, когда неизвество почему зажигавшиеся леса и удивительные поведения огня, бесновавшегося на подобие сумашедшего животного, действительно сплотили русских людей, и наш церковный отдел милосердия набрал высший рейтинг, по слову Святейшего Патриарха, заменив собой государственную структуру, такое количество тонн продуктов было собрано в Москве и переправлено в все провинции, где особенно свирепо побушевал огонь. Безусловно, слыша о землетрясениях в Японии, нельзя забывать слова Спасителя: "Вы думаете, что они были грешнее вас – или вы думаете, что погибшие при падении силоамского столба были более тяжими грешниками, нежели вы? Если не покаетесь, так же погибните". Бесспорно, что это общее предупреждение человечеству, и жителям Азии, и Европы, и Австралии, и Америке, равно как и откликнуться на эту беду должны все народы, ибо если мы простираем руку помощи нашим соседям, Господь даст милость и избаву тем, кто искренно им помогает.

 

Еще один вопрос из Мичигана: не пора ли русским людям как в России, так и живущим по всем миру, решительно потребовать от нынешних властей отчистить Красную площадь от трупного смрада всех негодяев, закрытых в самом сердце Москвы – не собираются ли подписи, чтобы просить у государства такого решения?

 

Собираются подписи, и поднимается этот вопрос время от времени. Недавно один депутат поднялся с своего кресла в пользу высказанного только что мнения. Мне пришлось встретиться на съезде общества Православных женщин России с одной дамой, которая возглавляет деятельность по поводу сбора средств по изготавлению памятника свят. Гермогену, Патриарху Московскому. Оказывается, что незадолго до Революции, было создано такое же общество, и шел сбор средств, чтобы на этом самом месте, где Щусев выстроил деревянный мавзолей, поставить памятник свят. Гермогену, освободившему Москву вместе с ополчением от польского, европейского ига. Так вот сейчас идет от русских женщин инициатива собрать необходимые средства и отлить памятник священномуч. Гермогену, предварительно зачистив территорию, управзднив этот вавилонский Зиккурат, вынесив пластмассовые останки Ульянова, но не хочу говорить в Симбирскую губернию – чем она хуже других? ‒ может быт передав его на хранение в шпионский музей Вашингтона! Там, я думаю, найдется закуточек для останков вождя мировой революции. Мы этого очень желаем и хотим, а что касается требования к властям, я думаю, что они уже знают ‒ вопрос лишь только в какой степени они сами отреклись от наследия Ульянова. Например, меня очень озадачит всегда те выступления г-на Зюганова, когда он примыкает к оппозиции современной партии "Единная Россия", но он не стыдится повязывать пионерские галстуки детям на Красной площади и склонять собственную главу пред изображением этого малого зверя, одного из кровавых диктаторов России. При этом, нередко заявляет о близости интересов своей партии к интересам Православной Церкви ‒ контрадикцию и противоречие само в себе ‒ какой-то нонсенс, какая-то непорядочная политическая игра. Хочется верить, что мы с вами доживем до того часа, когда мавзолей будет перенесен, хотя бы на луну, с помощью американского Сената. Ведь не зря же памятник Минину и Пожарскому, установленный сейчас рядом с храмом Покрова, Василия Блаженного, представляет собой немой диалог этих двух героев русской истории: князь сидит и смотрит на Минина, а Минин стоит и рукой показывает в сторону мавзолея, и задает вопрос державному князю ‒ "Скажи-ка, князь, что там за грязь у стен кремлевских возвелась?"

 

Читатели нашего сайта с большой радостью откликнулись на первое интервью, мы получили очень много положительных писем со всей Америки. Мы хотели бы дать Вам последнее слово, если хотите высказать какие-нибудь добрые пожелания нашим читателям.

 

В этом году посетив Сан-Франциско и окрестные города, я вновь испытал очень большую радость от общения с пастырями Русского зарубежья, хотя и не только с ними, и выношу все более глубокое убеждение необходимости тесного взаимного общения священства и мирян, епископов Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Мне очень дорого, что в эту свою поездку, я даже не писал личного запроса от своего имени Святейшему Патриарху, но в ответ на прошение архиеп. Сан-Францисского Кирилла Святейший Патриарх написал пространный ответ, в котором он выразил надежду, что общение пастырей Москвы и Сан-Франциско (и других американских городов) будет все более и более содействовать нашему уже свершившемусвя единению, основой которого является деятельность почивших Патриарха Алексия и митр. Лавра. Думаю, что мы все нужны друг другу, и нам – пастырям и мирянам, надлежит всегда помнить пословицу: Чем богаты, тем и рады. Ведь Господь никому из нас в отдельности не дал всех своих даров, но каждый из нас, имея Богом вложные таланты, имеет и пресущие человеческой природе немощи. Оставаясь при самих себе, в изоляции, мы становимся по необходимости заложниками этой нашей греховной немощи. А с другой стороны, не вполне можем раскрыть те дары и таланты, которые Господь дал нам ‒ не ради нас, но ради наших ближних. Я убежден, что когда мы вступаем в духовное, душевное единение друг с другом, когда вместе трудимся и молимся, тогда расскрываются наши таланты в максимальной полноте ради пользы друг друга, но и складываются, умаляются и, дай Бог, совсем уйдут наши немощи, не ради нас самих, но ради прославления Господа Бога нашего, который порознь нас именует членами, а взятых вместе ‒ Своим Телом. Прощаюсь на сей раз с православными христианами Америки и в частости c Восточно-Американской епархией Русского зарубежья. Я выражаю надежду на то, что всем нам дано, по разным сторонам океанов, встретить светлый праздник Христовой Пасхи в радости и веселии. Молюсь вместе с вами о том, чтобы темные силы, которые никогда не дремлют и хотели бы всех нас разбить поодиночке, услышав на всех языках земли Christ is risen, Χριστóς ̉ανέστη, Le Christ est ressuscité, Христосъ воскресе, содрогнутся и убегут в преисподнюю на неоплачиваемый отпуск, предоставив нам здесь возможность вновь расширять нашу деятельность. А если и будут в малом делать нам пакости, то не к нашей горести, а к нашей радости, потому что если мы не встречали бы препятствия творению добрых дел, то либо уснули бы в ложном самообольщении, либо прекратили бы делать самые добрые дела, потому что это не так интересно, когда все идет словно "по маслу". Очень надеюсь, что наша временная разлука обернется скорой встречей. Мне вспоминаются сегодня слова хорошей Белогвардейской песни: "Вставайте граф, Вас ждут великие дела! Рассвет уже полощится". Поэтому на закате сегодняшнего дня, поднимаясь на крыльях самолета в заоблачную высь, я с риском для жизни высовываюсь из иллюминатора и машу рукой Манхеттену, который оказался не столь страшным, как нам описывали в России, ибо и в нем живут и трудятся православные люди во славу Господа Бога нашего. Аминь!

Беседовал чт. Петр Лукьянов
Пресс-служба Восточно-Американской епархии