29 августа 2012 г.
"Пастырь Добрый": Светлой памяти протоиерея Петра Мочарского

В этом году, 29 августа, в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, исполняется 35 лет со дня кончины прот. Петра Мочарского, долголетнего клирика Восточно-Американской епархии. Отец Петр почти 20 лет служил настоятелем Св. Троицкого храма в Астории, шт. Нью-Йорк, был членом Епархиального совета и также занимал должность председателя Духовного суда Восточно-Американской епархии. В связи с годовщиной, редакция предлагает вниманию читателей надгробное слово протопр. Валерия Лукьвнова, "Пастырь Добрый", посвященную светлой памяти о. Петра (слово напечатано в книге о. Валерия "Душе моя, возстани" – см. здесь).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда мы говорим слово у гроба почившего, то стараемся изобразить похвалы в его памяти, но по христианскому разумению наше слово должно быть сказано исключительно для назидания. И вот, обозревая сегодня полувековой путь священства батюшки отца Петра, мы можем приобрести истинный источник назидания.

Отец Петр происходил из семьи не духовного звания, но тем не менее он стал на свой духовный путь священника совершенно самостоятельно, в чем его большая заслуга. Получив семинарское образование, он отправился служить в благословенный юго-западный край России ‒ на благодатную Волынь. В то время там текла благоустроенная церковная жизнь, там кипела церковная деятельность, там наблюдалась горячая народная молитва, когда вся церковь "едиными устами и единым сердцем" пела богослужение. И вот, о. Петр всей своей пылкой, юной душой погрузился в эту прекрасную созидательную церковную работу. Но началась война. Борьба за сохранение семьи потребовала огромных усилий молодого батюшки, чтобы преодолеть с семьей и детьми все ужасы войны. Затем наступило беженство, когда пришлось все оставить и покинуть чудные храмы и благоустроенные их приходы, и служить приходилось в лагерных бараках, в самых тягчайших условиях лагерной жизни, и отец Петр снова начинает пастырскую деятельность, приобретая новый круг пасомых, многие из которых сейчас здесь находятся в этом храме.

Затем ‒ Америка... Но как же приехал сюда отец Петр? Как и все обычно? Нет, ‒ о. Петр прибыл в Америку, принеся на своих плечах, в подлинном смысле этого слова, иконостас для будущего храма, который он обязался основать на новой земле. Все дивились этому подвигу. В течение короткого времени им был основан Свято-Николаевский приход в Нью-Йорке, где и был воздвигнут привезенный им из Епропы намоленный иконостас...

Конечно, отец Петр не забыл тех ранних своих дней, когда был он свидетелем всенародного пения в храме, когда совершались устраиваемые им паломничества с крестными ходами к чудотворным целебным источникам и к местам, где находились чудотворные иконы: и здесь, в Америке, он организовал и принимал участие в паломничествах, совершавшихся с большим духовным подъемом. Помнится, как, бывало, ранним утром служил отец Петр напутственный молебен, как прихожане заполняли автобусы и отправлялись в паломничество к свв. местам, сопровождая поездку духовными песнопениями...

Любил отец Петр участвовать в церковных торжествах и первый поддерживал все соборные службы.

После больших усилий удалось отцу Петру приобрести первый обширный храм [РПЦЗ] в гор. Нью-Йорке, ‒ к великой радости прихожан и церковных властей. То был Свято-Троицкий храм на Манхеттене. Однако, при этом ему выпала тяжкая доля перенести многие скорби, но Господь претворил их в великую радость. Оставив с такими трудами приобретенный Свято-Троицкий храм в Нью-Йорке, о. Петр назначается на малый, убогий приход в Астории. Сюда следует за ним часть верной ему паствы и сразу же батюшка начинает поиски нового, более подходящего пристанища для церкви. И вот за усердный труд и терпение Господь посылает ему великое утешение. Поиски увенчались необычайным успехом. Найдено было прекрасное церковное помещение с прилегающим причтовым домом. Здесь и начал о. Петр воздвигать величественный и благолепный Свято-Троицкий храм. Можно-ли перечесть все те труды, трудности, переживания и личные лишения, которые пришлось батюшке претерпеть, созидая новый изулмительный благоукрашенный храм? Сам Господь несомненно учтет благой порыв служителя Своего.

Каков же был духовный облик этого незаурядного пастыря? Прежде всего, о. Петр обладал исключительной скромностью и простотой. У него всегда было целомудренное настроение. Никто никогда не слышал скользких шуток или нехорошей речи, исходящих из уст его. Вместе с тем, это был человек жизнерадостный, умевший передать веселое настроение и окружающим. Все знали о. Петра за исключительное гостеприимство. Ему доставляло настоящее утешение приютить, накормить, приласкать человека, устроить на ночлег. Дом батюшки всегда был открыт для всех. Будучи бессребренником, он, не задумываясь, отдавал последнее, и Господь вновь и вновь щедро подавал ему за его доброту. Отец Петр имел врожденное чувство долга и честности. Мы всегда будем помнить приснопамятного батюшку, как человека добросердечного, милосердного, сострадательного к чужой беде и нужде.

Как священнослужитель, о. Петр являл образец преданности своему священному деланию. Имея горячую молитвенную настроенность, он проявлял ревность и к службе Божией. Первым приходил в храм. В течение всего Великого поста ежедневно совершал положенные утрение и вечерние богослудения, иногда будучи совершенно одиноким в храме. Любимым попечением отца Петра являлось благоукрашение своего храма, и результаты этих трудов перед нашими глазами. Состоял он в Епархиальном совете и последние годы был председателем Духовного суда.

Прошли годы. Посетило о. Петра недомогание, начали сдавать сердце и нервы. Как бы предчувствуя свой скорый отход, направляет стопы свои в Свято-Троицкий монастырь и в стенах его проводит день своего Ангела, последний. В обители он исповедовался, причастился и подготовил себя к переходу в вечность. Однако всем сердцем желал он ‒ умереть на посту, и Господь явил ему Свою милость. Батюшка скончался в должности настоятеля своего родного и возлюбленного храма. И еще одну милость проявил к нему Господь, избавив его от страданий, к которым неминуемо увлекал его усиловающийся недуг. Братие и сестры! Мы знаем из Св. Евангелия как на Страшном суде Господь скажет праведникам: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25:34-36,40). Не спросят нас тогда, сколько мы факультетов кончили, хотя и это хорошо, если науки привели нас к богопознанию, но спросят сколько добрых дел мы сделали. Батюшка о. Петр не увлекался витиеватыми глаголами, а творил дела милосердия, шествуя по жизненному пути. Поэтому-то, молясь ныне об упокоении души новопреставленного служителя Божия протоиерея Петра, мы уповаем, что Господь сподобит его услышать на суде вожделеннейший глас: "Добре, рабе благий и верный: о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего" (Матф. 25:23). Аминь.

Протопресвитер Валерий Лукьянов


При использовании материалов, ссылка на источник обязательна: 
"Сайт Восточно-Американской епархии
www.eadiocese.org."

Пресс-служба Восточно-Американской епархии