5 февраля 2013 г.
Москва: Послание Освященного Архиерейского Собора клиру,
монашествующим, мирянам и чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые
диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие
братья и сестры – верные чада Русской Православной Церкви!
Освященный
Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя
2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами
апостольского приветствия: "Благодать вам и мир от Бога, Отца
нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны
благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и
умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами" (ІІ Фес.
1:2-3).
Главная забота Церкви – спасение людей. Все, что происходит в нашей
церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и
государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Наши
миссионерские, образовательные, благотворительные и иные труды
следует в конечном итоге направлять на спасение каждой человеческой
души. Призыв Спасителя: "Идите, научите все народы, крестя их во имя
Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам"
(Мф. 28:19-20), – остается самым насущным и в наше время. Памятуя об
этом, члены Архиерейского Собора обсудили многие вопросы церковной и
общественной жизни, приняв Соборные определения и иные документы,
обращенные ныне к Полноте нашей Церкви.
Заботясь о благоустроении церковной жизни, члены Собора определили
на будущее процедуру избрания Патриарха на Поместном Соборе,
уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили
совершенное Священным Синодом создание митрополий и новых епархий.
Они также предложили решения важных задач, стоящих перед обществом.
В частности, Освященный Собор выразил позицию Церкви в связи с
развитием технологий учета и обработки персональных данных. Стоя на
страже человеческой свободы, Церковь призывает государство не
принуждать людей к принятию тех технологий, которые могут помешать
им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных
и общественных. Согласие христиан с различными законодательными,
политическими или идеологическими актами также зависит от их
совместимости с христианским образом жизни.
Постоянной заботой Церкви остается попечение об укреплении семьи, о
защите от недолжного вмешательства в ее жизнь, о поддержании крепких
связей между детьми и родителями, о безопасности детей, в том числе
перед лицом насилия, жестокости, разврата. В связи с этим кругом
вопросов Архиерейский Собор вынес суждение о проводимой ныне во
многих странах реформе семейного права и о проблемах ювенальной
юстиции.
Церковь серьезно обеспокоена нынешним состоянием природы. Истощение
ресурсов и загрязнение окружающей среды остро ставит вопрос о
сохранении многообразия жизни, о рачительном использовании даров
природы. Члены Собора выразили позицию Русской Православной Церкви
по актуальным проблемам экологии, напомнив обществу об
ответственности за сохранность Божиего творения.
Пастыри и паства Русской Православной Церкви призываются внимательно
изучить принятые Архиерейским Собором документы, в большинстве своем
подготовленные в ходе трехлетних дискуссий, проведенных Межсоборным
присутствием с участием сотен архиереев, клириков, монашествующих и
мирян.
Господь и Бог наш Иисус Христос предупредил Своих учеников: "Если бы
вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я
избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15:19). С
апостольских времен исторический путь Церкви был связан с
исповедничеством, которое заключалось в нелицемерном свидетельстве
истины. Брань, воздвигаемая против христиан духом мира сего (І Кор.
2:12), на протяжении всей истории Церкви имела целью разными
способами отвратить человека от своего Создателя и Спасителя. Эта
брань состояла не только в попытках соблазнить людей на грех, но и в
гонениях, воздвигаемых против последователей Христовых. Но горнило
лишений и страданий только укрепляло веру и закаляло сердца верных
чад Церкви. Примером терпения в скорбях является преподобный Далмат
Исетский, канонизованный в 2004 году в лике местночтимых сибирских
святых. Его общецерковное почитание было установлено нынешним
Собором. Преподобный Далмат неоднократно был свидетелем разрушения
созданного им монастыря, но всякий раз воссоздавал его, строго
защищая свою веру и церковные правила и сохраняя при этом глубокое
смирение перед ближними.
События прошлого года явственно показали, что Православие
возрождается как основа народного самосознания, объединяющая все
здоровые силы общества – те силы, что стремятся к преобразованию
жизни на основе прочного фундамента, духовно-нравственных ценностей,
вошедших в плоть и кровь наших народов. Именно поэтому людьми
недоброй воли Церковь была избрана объектом борьбы, в которой
используются ложь, клевета, кощунство, погромы храмов, осквернение
святынь.
Освященный Собор напоминает, что ответом на подобные действия должны
быть молитва, проповедь и утверждение Божией правды, мирное
гражданское действие православных христиан, умножение дел любви и
милосердия. Мы должны оставаться светом миру и солью земли , чтобы
люди, видя наше "чистое, богобоязненное житие", даже "без слов
приобретаемы были" для Христа (І Пет. 3:1-2). Отстаивая веру, нужно
всегда помнить слова Христа Спасителя: "По тому узнают все, что вы
Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35).
Осуществляя церковное служение, работая на ниве Христовой, мы
призваны не на словах, а на деле укреплять "единство духа в союзе
мира" (Еф. 4:3), соборно, все вместе: архипастыри, клир,
монашествующие и миряне. Главное при этом – стремиться поверять
жизнь Евангелием. Это единственный путь к преображению любого
человека и всего общества.
Господь наш Иисус Христос, Начальник жизни вечной, да укрепит и
умудрит всех нас в
предстоящих трудах.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси