30 марта 2015 г.
"Паломничество к берегам Днепра" – Интервью с епископом
Манхеттенским Николаем о визите на Украину
О паломничестве на Украину рассказывает викарий
Восточно-Американской епархии, Преосвященнейший епископ
Манхеттенский Николай, с которым беседовал корреспондент
епархиальной пресс-службы.
Летом прошлого года после моей хиротонии в Калифорнии, епископ
Сиэттлийский Феодосий пригласил меня вместе с ним посетить Украину.
Своими планами я поделился с епископом Мэйфильдским Георгием,
который ни разу не был на Украине, и он решил к нам присоединиться.
В феврале этого года, после празднования шестой годовщины
интронизации Святейшего Патриарха Кирилла и архиерейского совещания
мы отправились на поезде из Москвы в Киев.
Февраль. Русская зима – холодно. Ночью нас ждали два пограничных
контроля: в полночь – российский паспортный контроль – его мы
миновали спокойно, и в три часа ночи – украинский. Мы сказали, что
едем помолиться в Киево-Печерскую лавру. И тут женщина, проверявшая
наши паспорта, посмотрела на мой паспорт с добавленными страницами и
говорит: "Накатался, батюшка". Я ответил, что несколько раз по
послушанию был в Канаде, в Европе. Пограничники собрались было
проверить один из наших чемоданов, но подошедший по их просьбе
офицер сказал, чтобы оставили нас, монахов, в покое. И мы продолжили
наш путь к святыням Киева.
Это ведь не первая Ваша поездка. Когда Вы впервые побывали на
Украине?
Первый раз я приехал на Украину в 2007 году диаконом вместе с
митрополитом Лавром после подписания Акта о каноническом общении.
Это была очень недолгая поездка. Мы приехали в Киев 23го мая и через
три дня, в канун праздника Святой Троицы, поехали в Почаев.
Второй раз я был в Киеве с Курской иконой в июне в 2010 году. Тогда
икона находилась в пригородном храме Всех Святых неделю, и я все
время нес послушание в храме у иконы. В этот раз я поехал на Украину
в новом качестве, и у меня было большое желание пообщаться с другими
архиереями, спокойно помолиться у святынь Киева за себя, за
духовенство и прихожан нашей епархии.
Около 9 часов утра мы приехали в Киев. Владыка Феодосий готов был
составить для нас план на шесть дней пребывания, а у меня возникла
мысль по возможности сразу повидать Блаженнейшего митрополита
Киевского Онуфрия и взять у него благословение. Несколько дней назад
мы с ним встречались в Москве и предупредили, что хотели бы
пообщаться и послужить вместе с ним в Киеве.
С чего началось Ваше паломничество?
Мы
узнали, что владыка Митрополит в обеденное время будет принимать
гостей в канцелярии в Лавре, и мы с владыкой Георгием решили туда
поехать. Владыка Онуфрий почти каждый день принимает духовенство,
народ, детей – никому не отказывает. Мы немного подождали, а когда
владыка Онуфрий приехал, то увидев нас, обрадовался и по-английски
сказал: "What
a
nice
surprise!"
и, обращаясь к владыке Георгию:
"Vladyka
George,
I
am
happy
to
see
you!".
Владыка Онуфрий просто сиял. Мы тоже были рады и сказали, что хотели
бы послужить вместе с ним. Владыка провел нас в кабинет и с
интересом слушал рассказ о нашем путешествии. Митрополит Онуфрий
подарил нам памятные панагии и мы думали, что на этом наше общение
закончено. Но владыка пригласил нас пообедать. Вместе с нами в
трапезной были митрополит Луганский Митрофан, председатель Отдела
внешних церковных связей УПЦ, а также другие батюшки. Митрополит
сказал, что приехали гости из Америки и благословил священника
Георгия Георгицу показать нам Чернигов, Почаев, монастыри Киева. Так
мы обрели проводникa по святым местам Украины.
После обеда мы с владыкой Георгием пошли пешком помолиться в Ближких
и Дальних пещерах лавры. Для меня это было не первое посещение
лаврских пещер, но, должен сказать, страх и трепет от пребывания там
все равно не уходят. А владыка Георгий молился там впервые и тоже
почувствовал великую благодать. Вечером мы сообщили владыке Феодосию
о плане паломничества, которое устроил нам митрополит Онуфрий.
На следующий день за нами приехал отец Георгий и мы поехали в
Чернигов. Там мы посетили Св. Троицкий собор, памятник архитектуры
XVII
века, где почивают мощи святителя Феодосия
Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского и архиепископа
Черниговского Филарета (Гумилевского), прославленного Украинской
Православной Церковью в 2009 году. День у нас был насыщенный:
архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий показал нам
свой кафедальный собор, а потом мы поехали в Св. Успенский Елецкий
женский монастырь. Это один из самых древних монастырей Украины и
самый древний монастырь Чернигова. Монастырь изначально был мужским
и основан был в середине
XI
века князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу,
отсюда и название – Елецкий. Согласно монастырскому преданию, здесь
некоторое время подвизался отец русского монашества – преподобный
Антоний Печерский. Но большинство монастырских зданий было построено
в
XVIII
столетии. Среди его настоятелей был известный
церковный писатель и церковный деятель, будущий святитель Ростовский
Димитрий.
История монастыря видела и нашествие монголо-татар, разграбивших его
в 1239 году; в середине
XVII
века он находился в ведении иезуитов; в конце 1921
года был закрыт и действующим – женским – стал в начале 1990-х
годов.
Мы также осмотрели еще один сохранившийся старейший памятник
зодчества Киевской Руси – Спасо-Преображенский собор Чернигова (XI
век). О бывшем его богатом убранстве свидетельствуют
остатки фресок, резные плиты хоров, колонны. В Спасо-Преображенском
соборе похоронен князь Игорь Северский, воспетый в "Слове о полку
Игореве".
Вечером мы ужинали с сестрами Успенского монастыря, а потом под
большим впечатлением вернулись в Киев.
Как Вам показалась обстановка в Киеве?
В
Киеве было спокойно, но было видно, что народ особенно усиленно
молится. Когда мы служили Всенощное бдение в трапезном храме
Киево-Печерской лавры, все архиереи вышли на полиелей, а помазывать
елеем верующих остались митрополит Онуфрий и по левой и правой
сторонам храма – мы с владыкой Георгием. Народу было очень много, мы
помазывали народ до 9-й песни канона – "Честнейшую Херувим…".
Люди подходили, мы поздравляли их с праздником и воскресным днем, и
было видно, что они переживают, страдают, хотят мира, любви, чтобы
Господь воцарился в сердцах людских и все были братьям во Христе. Мы
сопереживали им, но то, что они просят о мире в храме, в общении с
Богом, утешало, ободряло, внушало надежду.
Владыка,
Вы упомянули, что за трапезой с вами был митрополит Луганский
Митрофан. А Луганск – одно из самых горячих и небезопасных мест…
У нас не было времени поговорить подробно. Владыка Митрофан сказал,
что жизнь в епархии сейчас очень непростая, просил молитв и добавил,
что если ему приходится ездить, то он ездит из города и назад в
Луганск объездным путем.
Какие киевские святыни Вы посетили?
В субботу, в первую очередь мы отправились в Вознесенский Флоровский
и Покровский женские монастыри – средневековые обители и
единственные, избежавшие закрытия безбожной властью в 1960-е годы. В
середине
XVIII
века во Флоровском монастыре начала свой монашеский
путь преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) – основательница
Серафимо-Дивеевского монастыря. Среди святынь обители – частица
мощей мученика Лавра.
В Покровском женском монастыре мы продолжительно общались с
игуменией Каллисфенией и сестрами. Им было интересно узнать о
церковной жизни в Америке и Австралии, как живут там православные
приходы. Оказалось, что в монастырь приезжали паломники из Наяка и
из Вашингтона прот. Виктор Потапов. Нам было утешительно узнать, что
монахини не прекращают монашеское делание, горячо молятся в надежде,
что Господь Иисус Христос и святой князь Владимир услышат молитвы и
пошлют помощь страдающему народу Украины. Монахини знают и наши
святыни: святителя Иоанна Шанхайского, Курскую икону Пресвятой
Богородицы и просили наших молитв.
В
неделю о блудном сыне, святых новомучеников и исповедников
Российских, мы с епископами Георгием и Феодосием служили в трапезном
храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пели два
хора: архиерейский и братский семинарский. Служили митрополит
Онуфрий, наместник лавры митрополит Павел, ректор семинарии
митрополит Антоний, епископ Ирпенский Климент, викарий Киевскиой
епархии и мы.
Перед службой к нам подошел владыка Павел (он давно знаком с
владыкой Феодосием – пострижеником лавры). Митрополит просил нас
приезжать чаще, не забывать Украину, обещал с радостью нас принимать
и вместе молиться у украинских святынь.
На следующий день, во время Божественной литургии, в положенное
время, митрополит Онуфрий попросил владыку Георгия совершить
диаконскую хиротонию, чтобы подтвердить наше братское единство.
"Bishop George, you will do the ordination",
–
сказал
он
по-английски.
Владыка Онуфрий вообще использовал малейшую возможность общаться с
нами на английском языке.
По
окончании богослужения владыка Онуфрий пригласил нас на трапезу в
Св. Пантелеимоновский женский монастырь, больше известный как
"Феофания". Владыка Митрополит сказал, что ему дорого, что мы здесь,
что приехали молитвенно поддержать духовенство и верующих Украины. А
нам подумалось: "Хорошо нам здесь быть!"
Вернувшись домой, мы сразу позвонили митрополиту Илариону и
рассказали о рукоположении. Владыка Иларион благословил благое дело
и выразил слова благодарности митрополиту Онуфрию.
Владыка, каковы Ваши впечатления о поездке в Почаев?
В Почаев мы поехали вечером того же воскресного дня. По пути
посетили Св. Троицкий Корецкий монастырь. Игумения матушка Рафаила
показала нам святыни обители. Я помню, как мы были там в 2007 году и
в этот раз в одной из комнат я увидел на стене фотографии,
повествующие о посещении монастыря митрополитом Лавром.
Кстати, в монастыре есть часовня, где непрестанно читается
Неусыпаемая псалтирь.
В Почаев мы приехали уже после полуночи. Темно, мороз, снег, тишина.
Нас встретил благочинный иеромонах Виссарион и иеродиакон Феодор.
Наместник лавры митрополит Почаевской Владимир отсутствовал, но мы
не теряли надежды на встречу с ним.
Успенский
Почаевский монастырь – место для нас особое. Здесь подвизался и
отсюда приехал в Джорданвилль будущий архиепископ Виталий
(Максименко), отсюда пошло и наше типографское дело, и пение, и
монашеские традиции. Отсюда прибыла к нам наша святыня – Почаевская
икона Божией Матери. Как рассказывал мне митрополит Лавр, это был
подарок владыке Виталию и Православной Америке от Почаева. Сначала
икона пребывала в соборе в Бронксе. Когда после смерти владыки
Никона (Рклицкого) в 1976 году по традиции икона посетила на День
труда Джорданвилль, владыка Лавр оставил Почаевскую икону в Св.
Троицком монастыре.
На следующий день утром вышли с владыкой Георгием на улицу – холод
был невероятный. Даже кости промерзали. Но какая благодатная была
тишина. Снег, елка, украшения, оставшиеся с Рождества, Троицкий
собор, который освящал митрополит Антоний (Храповицкий). В будни в 5
часов утра в Успенском храме служится полунощница, затем ранняя
литургия в пещерном храме преподобного Иова. В Почаеве я заметил
удивительно добрые лица монашествующих, паломников. Зима, подъезжают
автобусы с паломниками и в 9 часов, к поздней литургии, собор был
почти полон.
Слушая
пение, я вспомнил Джорданвилль – так же поет и наш хор. Помянул
владыку Лавра, архимандрита Киприана, других братий монастыря, с
утешением вспомнил свои семинарские дни и время, проведенное в
монастыре. Особо помолился о владыке Виталии (Максименко), хотя
лично я его не знал, но много слышал о нем от владыки Лавра.
Иеродиакон Феодор рассказал нам об истории монастыря, Успенского
собора, Почаевской иконы и "Стопочки" – места явления Божией Матери,
о росписи храма и монашеской жизни. Потом мы спустились в пещеру,
где почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Также в
монастыре есть пещера, где при жизни подвизался преподобный Иов.
Всего в монастыре более 100 человек братии, при лавре есть духовная
семинария.
Вернувшись из поездки по приходам, митрополит Владимир, нас принял.
Он очень интересовался церковной жизнью в Америке. Потом мы все
вместе посетили Духовский скит и там общались с братией.
Нам посчастливилось побывать в Успенской Почаевской лавре в будние
дни, помолиться на ежедневной службе. Владыка Владимир рассказал,
что под праздник или в субботу за Всенощным бдением народу бывает
так много, что он помазывает верущих почти до конца службы.
В день нашего возвращения в Киев мы пошли в Успенский собор на
полунощницу в 5 часов утра. Владыка Владимир пригласил нас
помолиться в алтаре. В алтаре темно, горела только одна свеча на
престоле. Из тишины слышилось прекрасное пение братского монашеского
хора.
Слышала, что в монастыре сохраняется традиция, связанная с
Почаевской иконой Божией Матери. Это так?
Да.
В конце полунощницы под пение стихиры "Непроходимая врата…" – особое
пение Божией Матери "Почаевской", поют монахи и все паломники, вниз
перед алтарем на лентах спускается дивная икона Пресвятой Богородицы
"Почаевская".
Мы с владыками Владимиром и Георгием встали перед царскими вратами
на колени. Приложившись к иконе, мы пошли к мощам преподобных в
пещерный храм. Оставшаяся в соборе братия начала петь акафист
Почаевской святыне. В нижнем храме мы приложились к мощам
преподобных Иова и Амфилохия. Во время Литургии, в пещерном храме, я
стоял у окна и наблюдал прекрасный вид с горы на Почаев – восход
солнца, зима, молитва…
Там
же мы встретили епископа Каширского Иова, который служит в Канаде, и
соборно с духовенством отслужили акафист преподобным.
Образовались ли в обители какие-либо новые традиции – особые
молебные пения, например, в связи со сложной обстановкой в стране?
С прошлого года по понедельникам вечером в лавре после вечерней
службы совершают крестный ход с крестом и святыми иконами. Братия и
паломники идут вокруг монастыря – внутри его – крестным ходом и
молятся, чтобы Господь оградил монастырь. Решил и я пойти на
крестный ход. Когда вечерняя служба закончилась, вышел старший
священник с крестом и восемь монахов с иконами и вышли из собора
вокруг монастыря, а за ними – паломники – всего человек 300. Как мне
рассказали потом, летом народу бывает гораздо больше. Крестный ход
шел быстрым темпом. Владыка Владимир шел вместе с нами, монахи и
паломники пели, на остановках духовенство благословляло крестом и
иконами обитель. Вернулись в собор. На душе было радостно.
Как переживают почаевские иноки атмосферу разделения и
нестабильности за стенами обители?
Владыка Владимир рассказал, что бывает неспокойно, народ отходит от
Бога, но паломников приезжает много. Заметно, что люди сосредоточены
на себе, на развлечениях, очень мало кто думает о своем спасении. Он
также отметил, что происходящее на Украине – это война против
Православия, против Бога. Мы в ответ заметили, что в Америке
православные – это тоже малое стадо и нам нелегко удержать молодежь
в церковной ограде. И мы, как монахи, должны быть примером,
молитвенниками пред Богом.
Какие еще святыни Вы посетили до возвращения в Киев?
Перед
возвращением в Киев наш путь лежал в Кременец. В регентском училище,
в храме святителя Николая нас встретил почаевский собрат –
митрополит Тернопольский Сергий, известный архиерей-молитвенник. Во
время встречи со студентами мы рассказали о скаутских лагерях в
Америке, о молодежных съездах, о жизни на приходах, о Нью-Йорке, где
хранится Курская икона и откуда путешествует по всему миру, о мощах
святителя Иоанна в Сан-Франциско. Студенты слушали с большим
интересом, а некоторые и поверить не могли, что в США тоже есть
православные храмы. Владыка Георгий рассказал молодежи об Австралии,
куда ему предстоит отправиться после Пасхи, что и там есть русские
православные. Шла сырная седмица, и после встречи я передал ректору
скромную лепту – студентам на мороженое.
Мы также посетили Богоявленский женский монастырь, где владыка
Сергий показал нам храм, а игумения устроила для всех нас обед. В
Киев мы вернулись духовно радостными и насыщенными.
В
среду, 11 февраля, накануне нашего отъезда, мы поехали еще раз
помолиться в Киевскую лавру. Наш спутник отец Георгий показал нам
лаврский Успенский собор. За трапезой мы встретились с епископом
Обуховским Ионой, который был прошлым летом на моей хиротонии в
Сан-Франциско. Владыка Иона показал нам монастырь в честь иконы
Божией Матери "Отрада и Утешение" – подворье Ионинского монастыря.
Владыка Георгий остался под большим впечатлением, благодарил за
братскую любовь и поддержку. Знаете, ведь и у архиереев бывают
моменты одиночества, но когда ты знаешь, что твой собрат в Киеве,
или в Австралии или Сиэттле за тебя молится, и ты молишься за них,
это единство во Христе очень поддерживает.
Мы молимся за наших братьев на Украине, за каждой литургией возносим
особые прошения на сугубой ектеньи и молитву, просим помощи от Бога,
чтобы беззакония прекратились, а истинная любовь воцарилась.
В Америке живет много украинцев. Что бы Вы сказали им по возвращении
из Украины?
Для
нас это паломничество стало благодатным соприкосновением с Киевской
Русью, хотя сейчас и небезопасно так говорить. Святой Владимир с
крестом, стоящий на крутом берегу Днепра, благословляет не только
Украину и Россию, но и весь православный мир. Все мы – братья во
Христе, у нас одна Православная Церковь и нам надо не нести
разделения, а усилить нашу общую молитву о спасении православных в
Америке, России, Украине и во всем мире.
Нам трудно, невесело – это естественно. Мы переживаем, молимся, бьем
поклоны, а мыслим ли мы о своем спасении? И если бы мы все –
украинцы, русские, американцы мыслили о спасении, это сразу дало бы
нам толчок к единой молитве о спасении нашей души. Разделения
отойдут на второй план, если мы пойдем за Христом. Подумаем о
будущем: что мы хотим оставить нашим детям – разваленную Церковь,
разделенных православных людей, которые будут постоянно ссориться,
или единую Церковь и дружных и процветающых братских народов? Это
ведь постхристианский мир хочет разрушить, разделить, уничтожить
нашу веру, нашу Церковь, наши семьи, наши святыни. Объединимся
вокруг Христа-Спасителя и явим друг другу и всему миру торжество
Православия. Господь увидит наше стремление, наши труды, наше
единство и – помилует нас.
Пресс-служба Восточно-Американской епархии