English
Version
Рѣчь
при нареченіи въ санъ епископа
Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)
13/26 іюня 1948 г. въ Александро-Невской
церкви въ г. Лейквудѣ*
Если бы случилось кому-нибудь изъ насъ, что
къ нему пришли бы посланники царя или
какого-либо могущественнаго
правителя и сообщили бы ему вѣсть о
томъ, что царь рѣшилъ облечь его въ
княжеское достоинство и сдѣлать его
своимъ сотрудникомъ, какъ
возрадовался бы и возвеселился бы
этотъ человѣкъ и вмѣстѣ съ нимъ
радовались бы его родственники,
друзья и знаемые.
Со мной нынѣ случилось нѣчто неизмѣримо
большее. Я предстою предъ вами,
посланники Царя, но не земного, а Царя
царствующихъ и Господа
господствующихъ; вспонимаются мнѣ
сейчасъ слова св. мученицы Агніи (память
21 января), которая говорила о
неизмѣримомъ превосходствѣ Господа
Іисуса Христа надъ всѣмъ міромъ со
всѣми богатствами, славой и красотой.
"Онъ возложилъ на меня, говорила св.
мученица, гораздо большія, чѣмъ земныя,
украшенія и обручилъ меня перстнемъ
вѣры Своей. Онъ возложилъ на меня
отличія духовной красоты. Обложилъ
мою шею драгоцѣнными камнями, далъ мнѣ
въ уши серьги изъ безцѣнныхъ
изумрудовъ, опоясалъ меня свѣтло-блестящимъ
жемчугомъ, положилъ знаменіе на челѣ
моемъ, одѣлъ меня злато-тканною
одеждою, украсилъ меня безчисленными
ожерельями. Кромѣ того показалъ мнѣ
безцѣнное сокровище, которое обѣщалъ
дать мнѣ, елси я сохраню Ему вѣрность.
Его знатность высокая, могущество
самое крѣпкое, красота
великолѣпнѣйшая, любовь сладчайшая,
превосходящая всякую благодать. Ему
служатъ ангелы, солнце и луна
удивляются Его красотѣ; по Его
повелѣнію мертвые воскресаютъ; отъ
прикосновенія къ Нему больные
исцѣляются; богатства Его никогда не
умаляются и сокровища не пустѣютъ. Въ
Него я храню вѣру и Ему всецѣло ввѣряю
себя..."
Вотъ отъ имени сего Царя вы, святители
Божіи, передаете мнѣ Его сладчайшее
повелѣніе войти на высокую гору,
приблизиться къ Нему, вознести на
высоту свою душу и умъ и
сопричислиться къ лику Апостольскихъ
преемниковъ. Какъ же можетъ не
радоваться и не веселиться сердце,
когда я слышу такую вѣсть отъ васъ?
Но горе будетъ мнѣ если я, увлеченный
своей радостью, забуду о тѣхъ
опасностяхъ, которыя лежатъ по пути
моего восхожденія на гору высокую.
Первая и главная опасность коренится
во мнѣ самомъ – въ грѣховности моего
сердца. Для того, чтобы восходя на эту
высоту, не низринуться изъ нея въ
бездну, нужно прежде всего имѣть
чистое сердце. А я весь во грѣхахъ.
Горе будетъ мнѣ, если я не поборю свою
гордость и всѣ безчисленные, живущіе
во мнѣ грѣхи. Горе мнѣ, если я
увлеченный высотой предстоящаго мнѣ
служенія, забуду свои монашескія
обѣты – послушаніе, цѣломудріе,
нестяжательность. Всматриваясь въ
себя самаго, я вижу, что силъ моихъ
недостаточно для того, чтобы мнѣ
самому преодолѣть и побѣдить этого
главнаго врага. Я прошу вашей помощи,
святители Божіи и всѣ мои дружья.
Помолитесь обо мнѣ, чтобы Господь
помогъ бы мнѣ, грѣшному, въ борьбѣ съ
моими личными грѣхами. Если я одержу
эту побѣду, то тогда уже мнѣ не будутъ
страшны другія опасности, лежащія на
моемъ пути. Но прежде чѣмъ говорить о
нихъ, позвольте мнѣ исповѣдать передъ
вами, какъ я понимаю сущность
архіерейскаго служенія.
2-ое правило ѴІІ Вселенскаго собора
говоритъ, что "сущность іерархіи
нашей составляютъ богопреданныя
словеса, т.е. истинное вѣдѣніе
божественныхъ писаній". Иными
словами архіерей долженъ умѣть
искусно примѣнять и прилагать къ
жизни тѣ средства, которыя Господь
далъ для спасенія людей черезъ Его
Церковь. Подобно тому, какъ въ
медицинѣ есть безчисленное
количество лекарствъ, которыя
искусный и свѣдущій врачъ долженъ
умѣтъ примѣнять къ больнымъ, такъ и въ
нашей духовной лѣчебницѣ имѣются
богатыя и разнообразныя средства, при
помощи которыхъ смертнаго и тлѣннаго
человѣка можно сдѣлать безсмертнымъ и
вѣчнымъ. Эти божественныя средства
духовнаго врачеванія заключены въ 22
книгахъ Ветхаго Завѣта, въ 4-хъ
Евангеліяхъ, въ Дѣяніяхъ св.
Апостоловъ, въ 21 Апостольскихъ
посланіяхъ, въ Откровеніи Іоанна
Богослова, а также въ правилахъ св.
Аспостоловъ, семи Вселенскихъ
соборовъ, десяти помѣстныхъ, въ
правилахъ св. отцов и въ житіяхъ
святыхъ. Это необозримый и
безпредѣльный океанъ божественной
мудрости, которымъ долженъ владѣть и
управлять архіерей Божій. Неужели
обыкновенный человѣкъ можетъ все это
знать и примѣнять въ практической
жизни нашего вѣка? Да, были такіе
святители, которые въ совершенствѣ
владѣли божественными писаніями.
Таковы были великіе святители
древности – Василій Великій, Іоаннъ
Златоустъ, Григорій Богословъ,
Аѳанасій Великій, Кириллъ
Александрійскій, Кириллъ
Іерусалимскій и многіе другіе
подобные имъ. Были и современные
святители, которые имъ уподоблялись.
Такъ, по свидѣтельству Сербскаго
Патріарха Варнавы, нашъ Блашеннѣйшій
Митрополитъ Антоній былъ подобенъ
великимъ іерархамъ первыхъ вѣковъ
Христіанства. И вся наша
отечественная исторія украшена, какъ
звѣздами, великими іерархами, которые
соединяли въ себѣ святость жизни съ
совершеннымъ вѣдѣніемъ божественныхъ
писаній. Таковы были Московскіе
митрополиты Петръ, Алексій, Іона,
Филиппъ, Макарій, патріархъ Никонъ, а
въ послѣднее время святитель Ѳеофанъ
Вышенскій затворникъ, святитель
Игнатій Брянчаниновъ и многіе другіе,
которые были одушевленными
носителями божественной мудрости. И
вотъ, при мысли объ этомъ, невольно
смущается моя душа. Куда я иду со
своимъ убожествомъ? Какъ буду я
чувствовать въ этомъ сонмѣ свѣтилъ?
Однако при крайней обширности
божественныхъ писаній есть у нихъ
объединяющая идея, которая въ высшей
степени проста. Св. Аѳанасій Великій
въ своемъ посланіи къ Аммуну монаху
говоритъ, что "слово Божіе состоитъ
въ служеніи Ему отъ чистаго сердца",
а Василій Великій добавляетъ, что "Законъ
Божій есть учитель истины".
Вотъ двѣ простыя заповѣди, которыя
предлежатъ мнѣ въ архіерейскомъ
служеній: 1) Служить Богу отъ чистаго
сердца и 2)
Быть учителемъ истины. Для того, чтобы
исполнить эти заповѣди я всегда
долженъ быть голосомъ Церкви. Учить
такъ, какъ учитъ Церковь: что Церковь
принимаетъ, то и я принимаю, что
Церковь отметаетъ, то и я отметаю. И
всегда и во всемъ, какъ въ дѣлахъ
церковныхъ, такъ и въ дѣлахъ мірскихъ,
свидѣтельствовать истину. Пусть
никогда ложь не сойдетъ съ моихъ устъ.
Сказать это очень просто, но для того,
чтобы выполнить на дѣлѣ нужно
самоотреченіе, подвигъ, твердая вѣра
въ догматъ Церкви и любовь къ людямъ.
Наша эпоха – это время, когда въ
общественномъ сознаніи переживаетъ
глубокій кризисъ догматъ Церкви. И
теперь есть на мало церковныхъ
дѣятелей, которые желаютъ служить
Христіанству, но служить такъ, какъ
этого тревуютъ обстоятельства
даннаго времени, общественныя
настроенія или соображенія
практической политики, или
собственный умъ, а не такъ какъ того
требуютъ Божественныя Писанія. Въ
наше время церковная жизнь
управляется главнымъ образомъ по
обычаю, по заведенному порядку, по
требованію общества. Сознательное же
слѣдованіе отеческимъ правиламъ въ
большинствѣ случаевъ оставлено и
всякая строгость изгнана изъ церквей,
какъ говорилъ Василій Великій. Вотъ же
я со своими грѣхами, со своими
ничтожными познаніями божественныхъ
писаній, со своими слабыми духовными
силами выйду на святительское
служеніе въ такое страшное время?
Когда я подумаю обо всемъ этомъ, то
чувствую, что "нѣсмь достоинъ
воззрѣти на высоту славы Твоея,
Господи" и если бы я надѣялся на
свои собственныя силы, то я долженъ
былъ бы бѣжать отъ васъ, cвятители Божіи, безъ оглядки и
скрыться отъ вашего призыва. Однако,
въ Церкви Бошіей не такъ какъ въ мірѣ,
въ Церкви нѣтъ одиночества. Вѣрующій
церковный дѣятель не можетъ остаться
одинъ. Онъ находитъ тамъ помощь и
поддержку не только отъ его
современныхъ друзей, но и отъ людей
ранѣе жившихъ и отъ Ангеловъ Божіихъ.
Вотъ, при собственной темнотѣ я вижу
свѣтъ, излучающійся изъ лика духовно
соприсутствующаго здѣсь съ нами
нашего назабвеннаго и
приснопамятнаго, общаго всѣмъ намъ
учителя и отца, Блаженнѣйшаго
Митрополита Антонія. Онъ здѣсь и
духомъ своимъ и черезъ васъ, святители,
потому что вы всѣ являетесь печатью
его Апостольства. Опираясь на него,
ликуетъ и радуется мое сердце. Я
чувствую, что здѣсь съ нами невидимо
соприсутствуетъ и нашъ нынѣшній
Первосвятитель и Подвижникъ
Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ
Анастасій, изъ рукъ кототаго я
удостоился принять постриженіе въ
монашество, рукоположеніе въ
священный санъ и благословеніе на
архіерейское служеніе.
Посылаю я ему отсюда черезъ океанъ свой
земной поклонъ.
Веселится и ликуетъ мое сердце передъ
тобой, мой начальникъ и отецъ
Высокопреосвященный архіепископъ
Виталій. Подъ твоей защитой и
покровительствомъ, опираясь на твои
подвиги, легко можно жить и работать.
Ликуетъ моя душа, когда я взираю на
тебя, святитель Божій,
Высокопреосвященнѣйшій архіепископъ
Тихонъ. Движимый любовію къ Церкви и
ко мнѣ, грѣшному, ты оставилъ своихъ 99
овецъ и пришелъ сюда для того, чтобы
низвести на меня благодать Всесвятаго
Духа. Веселюсь я и о томъ, что
находишься здѣсь ты, Преосвященнѣйшій
епископъ Серафимъ, открывшій для меня
двери Братства преп. Іова Почаевскаго
и нынѣ Троицкаго монастыря. Какъ
счастливъ я, принадлежа къ твоей семьѣ,
столь мнѣ дорогой. Вспоминаются въ эти
минуты и два наши дорогіе благостные
архипастыри Высокопреосвященные
Іосафъ и Іеронимъ, духовно
пребывающіе съ нами. Съ нами и весь
сонмъ нашихъ зарубежныхъ русскихъ
святителей, составляющихъ съ нашимъ
богомудрымъ Первосвятителемъ единую
душу.
Веселится мое сердце, видя васъ,
свѣтообразная чада церковныя –
прихожане славнаго лейквудскаго
прихода. Всегда было радостно
молиться въ вашемъ чудномъ храмѣ, нынѣ
вашими трудами расширенномъ и
увеличенномъ. Знаю, что сейчасъ со
мной нашъ Вознесенскій соборъ на
Бронксѣ, который я горячо полюбилъ за
два года службы. Переносится моя мысль
къ моей первой паствѣ – въ солнечную
Флориду, въ дорогой городъ Майами, гдѣ
теперь нашъ новый храмъ, вспоминаются
еще недавно проведенные тамъ
назабвенные Пасхальные дни и дорогіе
Майамскіе прихожане. Переносится моя
мысль къ моему дорогому духовнику и
отцу по монашеству архимандриту
Аверкію, вспоминается златоглавный
Женевскій Кресто-Воздвиженскій
соборъ, съ которымъ такъ тяжело было
разставаться, несется мысль къ
другимъ друзьямъ въ Святую Землю, гдѣ
теперь они, рискуя жизнями, оберегаютъ
наши святыни, обтекаетъ мысль лагеря
Германіи, Австріи и Италіи, гдѣ
томятся многіе друзья и гдѣ
приходилось служить съ высокимъ
духовнымъ подъемомъ въ годы скитаніи.
Такъ что я чувствую теперь
затрудненіе отъ богатства любви
направленной ко мнѣ, грѣшному, черезъ
Церковь Божію и не нахожу на своемъ
языкѣ словъ для того, чтобы выразить
мои отвѣтныя чувства.
Помолитесь же вы, святители Божіи и всѣ
мои друзья, составляющіе Церковь
Христову, обо мнѣ слабомъ и грѣшномъ,
чтобы Господь былъ бы милостивъ ко мнѣ
и ниспослалъ бы мнѣ благодать
Всесвятаго Духа, всегда немощная
врачующую и оскудѣвающая
восполняющую.
*) Александро-Невскій приходъ въ г.
Лейквудѣ былъ основанъ
архіепископомъ Виталіемъ въ 1936 году
на участкѣ земли, подаренной ему Юліей
Мартыновной Плавской. Это былъ первый
приходъ, основанный архіепископомъ
Виталіемъ въ Соединенныхъ Штатахъ, по
поводу котораго архіепископъ Виталій
написалъ: "Молю Бога, да процвѣтетъ
этотъ первенецъ мой, Александро-Невскій
приходъ, какъ древо, насажденное при
водахъ". Первымъ настоятелемъ съ 1937
по 1947 годъ былъ протоіерей Іероѳей
Воробьевъ, послѣ его кончины до
сентября 1949 года іеромонахъ Антоній,
нынѣ архіепископъ Заподно-Американскій,
затѣмъ протопресвитеръ В. Бощановскій
до его кончины въ 1961 году, послѣ него
іеромонахъ Анастасій, съ сентября 1962
протоіерей Владиміръ Григоровичъ,
послѣ кончины котораго съ 1 ноября 1968
года – священникъ Валерій Лукьяновъ.
Долголѣтнимъ церковнымъ старостой
состоитъ В.М. Ажогинъ; старшей сестрой
церковнаго сестричества М.А. Козакъ.
Приходъ развился постепенно изъ
маленькой часовни въ благоустроенный
приходъ со школой, библіотекой и
церковными зданіями.