Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Православные Ресурсы
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки

English Version

16 марта 2009 г.
Доклад Епископ Иеронима на Епархиальном Собрании 


bp.jerome.lg.jpg (32307 bytes)От редакции: В понедельник 16 марта на Епархиальном собрании Восточно-Американской епархии Преосвященный епископ Иероним поделился своими воспоминаниями о погребенном в нижней Покровской церкви Владимирского храма-памятника в Джаксоне (Нью-Джерси) приснопамятном архиепископе Никоне (Рклицком; + 1976 г.). Ниже редакция публикует отрывки из его выступления.

Когда весной 1971 г. приблизилось время окончания Свято-Троицкой Духовной Семинарии, меня направили к архиепископу Никону, которому нужен был келейник-помощник. Узнав об этом, насельник Свято-Троицкого монастыря игумен Гурий сказал мне: «Это – самое святое служение».

Раскольники, фанатики и враги нашей Русской Зарубежной Церкви любят искажать память наших почивших иерархов. Они их изображают подобными себе фанатиками и нео-фарисеями, исполненными злобы и ненависти. Так как уже вырастают новые поколения, не знавшие  церковной жизни даже недавнего прошлого, ни практики, ни духовенства «старого закала», то могут поверить такой дезинформации и попасть в заблуждение.

Владыка Никон отошел ко Господу в 1976 г. Это значит, что никто моложе 33-х лет не видел его вообще, и вряд ли кто моложе 50-ти был тогда достаточно взрослым, чтобы что-то знать или помнить о взглядах Владыки. Поэтому, как мне кажется, стоит кое-что рассказать о нем.

Архиепископ Никон, в миру Николай Павлович Рклицкий, родился в 1892 г. в селе Борки под Черниговом, в семье местного протоиерея-благочинного отца Павла Рклицкого. Николай был еще мальчиком, когда его отец скончался. Он учился в духовной семинарии, находившейся через дорогу от знаменитого Елецкого монастыря. Впоследствии он служил в русской армии, а во время Первой мировой войны, когда Николаю было уже 25 лет, случилась революция в России. Эвакуировавшись с остатками Белой армии, он жил в Сербии и стал учеником и близким сотрудником Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого). Во время Второй мировой войны он принял монашество и священный сан, а в 1948 г. был возведен в сан епископа, в котором и прослужил 28 лет, сперва викарием, а затем и управляющим Восточно-Американской епархией вплоть до своей внезапной кончины в 1976 г.

Собственный опыт, полученный в церковной семье и в дореволюционной российской семинарии, советы и мудрое руководство Блаженнейшего Митрополита Антония в Сербии и затем опыт пастырского и архипастырского служения в странах пребывания русского рассеяния явились источниками владыкиных взглядов на управление в Церкви.

Для владыки Никона, как и для Блаженнейшего Митрополита Антония, «вне Православной Церкви – только тьма», и следовательно в самой Церкви разнообразие допускается, но с сохранением благодатного и догматического единства с Церковью Христовой. Иными словами, необходимо делать все возможное для сохранения людей в ограде Церкви Христовой и для распространения истинной веры среди неправославных.

Владыка Никон глубоко верил в грядущее воскресение России, российской монархии, да еще и в то, что когда-то Россия займет первенствующее место в мире. Он также был уверен в том, что церковное разделение, возникшее в Русской Православной Церкви в ХХ веке, придет к концу и что центр нашей Церкви снова будет в России. При этом Владыка был большим сторонником миссионерской работы среди нерусских. Он совмещал в себе служения горячего русского патриота-монархиста и миссионера.

60-ые годы минувшего столетия оказались очень трудными для Русской Зарубежной Церкви. В это время в нее был принят греко-американский монастырь под Бостоном во главе с его основателем иеромонахом Пантелеимоном (Метропулос). Этот священноинок через своих адептов, посвященных в его «строжайшие» взгляды или учение, начал подрывать как вековые традиции Русской Православной Церкви, так и авторитет наших иерархов. Эта группа всегда проявляла строгость к другим, но не к себе. Ее сторонники уверяли, что Русская Православная Церковь допускает большую ошибку, благословляя смешанные браки, и что лучше жить супругам в грехе и довольствоваться гражданским браком, чем вступать в благословляемый Русской Православной Церковью смешанный брак, который, по их мнению, осквернял Таинство бракосочетания. Последователи «бостонского старца», внедряя свои взгляды, довольно успешно выжили из Русской Зарубежной Церкви 4 миссионерские епархии.

Помню, как в начале 70-х годов во Владимирском храме-памятнике, один из таких «ревнителей» на отпусте оглашенных начал выставлять людей из храма, среди которых был человек, интересовавшийся православием. Узнав об этом, Владыка приказал больше этого не делать, так как это никогда не практиковалось в Русской Православной Церкви, и подобного рода «ревность» служила только оскорблению людей.

Владыка Никон поддерживал совершение «миссионерских» богослужений на других языках, идею восстановления западного православия, и даже допускал новый календарь в нерусских общинах. Нередко поступали просьбы о разрешении венчания в субботу или в посту, и Владыка всегда старался с пастырской любовью содействовать. Все это он делал с целью распространения Веры Христовой и сохранения русских эмигрантов и их потомков в ограде Святой Церкви.

Владыка с отеческой любовью относился ко всем. Он всегда был любезным, благостным и доступным, на письма он непременно отвечал сам. Когда он посещал приходы, Владыка всегда призывал паству поддерживать своих священников. Такую же любовь Владыка проявлял и к священникам, которые несли свое служение вне Русской Зарубежной Церкви. Например, когда скончалась матушка настоятеля соседнего прихода, находящегося в юрисдикции Православной Церкви в Америке, отца Петра Попова, Владыка ему позвонил и выразил ему свое соболезнование. Тронутый этим, отец Петр стал появляться иногда во Владимирском храме-памятнике.

Но в тех случаях, когда это требовалось, Владыка проявлял также и необходимую твердость.

Для Владыки важнее всего было благодатное содержание церковной жизни, а не внешняя формальность. Он не был «либералом», но всегда старался сохранять верующих, чтобы они оставались в ограде Святой Церкви, не отпадали православия. Неправославным он старался помогать находить путь истины, ведущий правоверных в Царствие Божие, Коего да сподобит всех нас Любящий и Всемогущий Господь! Аминь.

Пресс-служба Восточно-Американской Епархии