Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Православные Ресурсы
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки

English Version

15 ноября 2010 г.
Бостон, Массачусетс: О
Бостонских симпозиумах

Тертуллиан в конце второго - начале третьего века от Рождества Христова воспрошал, что Афины могут иметь общего с Иерусалимом, а Академия с Церковью. Есть на земле город, который пуритане основали, как Сияющий Град на Холме (Мф. 5:14) и который носит прозвище "Американских Афин", – Бостон.

boston.lg.jpg (26137 bytes)Через шесть лет после основания города, в 1636 году, там был построен первый университет – ныне знаменитый Гарвард, который ныне соседствует с многими другими академическими заведениями, от Массачусеттского Технологического Института до Семинарии Святого Креста, одной из ведущих духовных академий Вселенского Патриархата, и с многочисленными технологическими и биотехнологическими компаниями от Polaroid и Adobe до Novartis. Именно в такой атмосфере пересечения Афин и Иерусалима находится Богоявленский храм РПЦЗ, расположенный в бостонском районе Роcлиндейл. Прихожанами храма является немалое число сотрудников и студентов различных университетов и инновационных компаний Бостона и округи.

По инициативе отца-настоятеля прихода священника Виктора Болдевскула в 2009 г. прихожанами было организовано обсуждение взаимодействия и взаимопонимания между верой и наукой. Первый приходской симпозиум состоялся 9 мая 2009 года и включал три доклада: "Обзор проблемы науки и религии с точки зрения пастыря" отца Виктора; "Взгляд астронома на Библию и историю сотворения мира" астрофизика Алексея Вихлинина и "В поиске равновесия между верой и наукой" биолога Владислава Зарайского.

Отец-настоятель выразил мнение, что мнимое противоречие между религией и наукой в современном обществе является препятствием в пастырской и миссионерской деятельности. Это ложное противопоставление науки и религии агрессивно пропагандируется в СМИ и учебных заведениях, но, по мнению отца Виктора, православный ответ на этот вызов не может быть реакционным. Реагируя на нападки со стороны атеистов, православные апологеты к сожалению часто принимают условия дискуссии установленные их же противниками. В попытке дать должный отпор они, как и американские протестанты, становятся похожи на карикатуру из атеистической пропаганды, принимая образ антинаучных религиозных фанатиков. Ссылаясь на труды епископа Александра (Милеанта) отец Виктор высказал убеждение, что возможно совместить уважение к научным открытиям с православным вероучением. В заключение отец Виктор выразил надежду, что все области науки просветятся Духом Истины и убеждение в том, что условия для этого существуют благодаря возрождению Русской Церкви.

Интереснейший доклад д.ф.-м.н. Алексея Вихлинина осветил проблему восприятия библейских текстов в разные времена и предвзятого взгляда атеистов на кажущиеся им научные ошибки в тексте Священного Писания. Он рассмотрел вопрос о так называемом библейском числе пи, сравнивая его с якобы заковыристыми новозаветными вопросами Спасителю о монете с изображением кесаря и семи мужьях. С точки зрения астрофизика докладчик так же рассказал о мире после Большого Взрыва – "невидимом и неустроенном", согласно Шестодневу, о появившемся в первую очередь свете (реликтовом излучении), и о "Темном Времени", вечере первого дня Творения, предшествовавшем появлению звезд. Он еще раз сослался на Пс. 2:4: "Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им", рассуждая о попытках некоторых атеистов опровергнуть Писание.

Девятнадцатого июня 2010 года приход организовал второй симпозиум, где профессор биологии Университета Тафтса Сергей Михайлович Миркин представил большой доклад "Что есть и чего нет в геномных текстах", в котором он рассказал о примерах сложных молекулярных машин, которые существуют в каждой клетке любого известного живого организма.

Среди примеров были репликационная вилка ДНК, РНК полимераза и рибосома, каждая представляющая всевозрастающий уровень сложности. Рассмотрев белок "бета-раздвижной зажим" (beta-sliding clamp) и совпадение его формы у многоклеточных и одноклеточных живых существ при кардинальном различии генетического кода, докладчик высказал мысль, что столь сложные и точные структуры, являющиеся общими для всех клеточных форм жизни на Земле, могут быть результатом направленной, нежели чем случайной эволюции. Расположив рядом данные современной науки о биологической эволюции от появления первых клеточных форм до возникновения человека и стихи первой главы книги Бытия, профессор Миркин показал, что здесь наличествует значительная корреляция между эпохами в эволюции и цитатами из Библии.

Он также привел цитату из речи президента США Билла Клинтона, произнесенной в 2000 году в честь окончания секвенирования человеческого генома: "Сегодня мы узнаем язык, на котором Бог создал жизнь. Мы еще больше поражены сложностью, красотой и чудесностью наиболее божественного и священного из Господних даров". По мнению Сергея Михайловича Миркина, мы и вправду можем только поражаться сложностью языка, использованного Господом, но вряд ли сможем утверждать, что мы полностью этот язык понимаем.

Человеческий геном и геном шимпанзе (примата, который наиболее похож на людей по многим биологическим параметрам) идентичны на 98% и, согласно последним исследованиям, только три гена (из общего числа человеческих генов около двадцати четырех тысяч) являются новыми для человека и не существуют у шимпанзе. Но при этом как сильно мы отличаемся от шимпанзе в культурном и психологическом плане. Профессор Миркин считает, что это доказывает тщетность попыток найти Богоданную нам душу в генетическом коде, так как этот код показывает лишь "прах земной", в который было вдунуто "дыхание жизни".

Последовавшее за докладом обсуждение под руководством Алексея Вихлинина было оживлено бурной научной дискуссией докладчика и нейробиолога Арсения Хахалина, которая была взаимополезна не только для участников диспута, но и для остальных прихожан. Прихожане также задали многочисленные вопросы, касавшиеся общих принципов жизни с точки зрения биологии и взаимоотношения этих принципов к духовной стороне бытия.

В воскресенье 14 ноября, приход Богоявленского храма в Бостоне, шт. Массачусеттс, проведет третий симпозиум "Вера и Наука". Если предыдущие доклады были, в том числе, об астрофизическом и молекулярно-биологическом восприятии, то нынешний симпозиум будет посвящен взгляду с точки зрения веры.

Философ Анна Джинчарадзе (магистр философии, Высшая Школа Философии, Мюнхен, Германия; кандидат в доктора философии Сорбонны (Франция) и Бостонского Колледжа (США)) представит свой доклад, озаглавленный "Метафизика как средство выживания: теология и квантовая теория", отвечающий на вопрос: может ли быть, что и Дионисий Ареопагит, и Роджер Пенроуз предлагают "теорию великого объединения" между теологией и наукой?

За докладом последует его обсуждение под председательством о. Виктора Болдевскула. Посещение симпозиума открыто для всех заинтересованных. Будет обеспечен синхронный перевод на английский/русский языки.

Владислав Зарайский
www.taday.ru