1 мая 2016 г.
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монаществующим и всем
верным чадам Русской Православной Церкви
Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть
детьми Божиими.
- І Иоан. 3:1
Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этими
радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех
вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником
Пасхи.
Праздником праздников и Торжеством из торжеств
именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей
святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный
смысл, ибо "настолько Пасха превосходит все торжества, не только
человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые,
насколько солнце превосходит звезды" (Слово 45: На Святую
Пасху). В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим
событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый
смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила
христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается
всего в два слова. "Христос воскресе! – Сказав сие, что могу
сказать более? Все сказано!" – восклицает святитель Филарет,
митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826
года).
История человечества после грехопадения Адама – это история
непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю,
люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и
болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с
Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один
праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту
огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими
силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель
Григорий Богослов, "мы возымели нужду в Боге воплотившемся и
умерщвленном, чтобы нам ожить" (Слово 45. На Святую Пасху).
Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность,
благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и
утолена жажда единения с Богом. Пасха – это торжество безграничной
любви Творца к людям, "ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына
Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел
жизнь вечную" (Иоан. 3:16).
Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и
страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и
злобы? Что значит петь "смертию смерть поправ и сущим во гробех
живот даровав", когда смерть остается очевидным завершением
земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального
присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и
трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом,
даровавшим нам, Его ученикам и последователям, необоримую надежду на
обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, – более не
разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.
Христос, первенец из умерших (І Кор. 15:20), показал нам
единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь
любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И
свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной
жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики, если будете иметь
любовь между собою (Иоан. 13:35).
Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность
совершенств (Кол. 3:14), — это наивысшая и величайшая из
христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы
сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а
надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления.
Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13:8) и никогда не
изменится.
Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов),
совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему
(Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит "совершенная
любовь"? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым
людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная,
которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не
укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно
через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и
дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на
зло.
Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения
претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную
смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до
основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец,
врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том,
что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут
сравниться с силами любви и добра, единый источник которых – Бог.
Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство
противления греху и неправде – наша искренняя и исходящая из глубины
сердца молитва, и прежде всего – молитва соборная, возносимая в
храме за богослужением, наипаче же – приобщение Телу и Крови Самого
Спасителя в Таинстве Евхаристии.
Переживая ныне великую Пасхальную радость и созерцая с благоговением
и трепетом Воставшего от гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей
спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели
неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами
благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и
Святаго Духа.
Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения
Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая
нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.
Радуйтесь, дорогие мои, ибо
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!
+КИРИЛЛ
Патриарх Московский и всея Руси
Пасха
Христова
2016
г.