Св.
Иоанн Кронштадский о молитве
Предлагаем
вам отрывок из слова в 40-й день кончины
о. Иоанна Кронштадского, новомученика
российского митрополита Серафима
Чичагова, который в течение 30 лет был
духовным сыном всероссийского
пастыря.
«… О.
Иоанн имел величайший дар молитвы. Это
его отличительная особенность. Он
глубоко верил от всего сердца в
благодать, данную ему как священнику
от Бога, - молиться за людей Божиих, и
что Господь настолько близок к
верующему христианину, как
собственное его тело и сердце, ибо
тело наше есть храм живущего в нас
Святого Духа, которого мы имеем от
Бога (1 Кор. 6:19). Он веровал на молитве,
что за словом, как тень за телом,
следует и дело, так как у Господа слово
и дело нераздельны, и, не допуская ни
малейшего сомнения в исполнении Богом
его прошений, просил совершенно
просто, искренно, как дитя, с живой,
ясновидящей верой в Господа,
представляя Его не только стоящим
пред собой, но и себя как бы
находящимся в Нем, в такой близости. Он
считал сомнение за хулу на Бога, за
дерзкую ложь сердца и говорил: «Разве
мало для нас видеть бессилие в
человеках, что хотим еще видеть
бессилие в Самом Боге и тайно
помышляем, что Бог не исполнит нашего
прошения?!»
Когда
о.Иоанн молился, то старался вообще
больше молиться за всех верных, чем за
себя одного, не отделяясь от верующих
и находясь в духовном единении с ними.
Если видел в человеке недостатки или
какие-нибудь страсти, то всегда
молился тайно за него, где бы то ни
было; во время служения литургии, в
пути ли, в беседе ли. Проезжая по улице
и видя порочных людей, он тотчас
возносил ко Господу свою сердечную
молитву и взывал: «Господи, просвети
ум и сердце раба Твоего, очисти его от
скверны!» – или иным, более подходящим
к данному лицу словами из псалмов. Он
не пропускал случая помолиться за
человека по чьей-то просьбе, радовался
такой просьбе, считая, что молитвы за
других есть благо и для него самого,
потому что она очищает сердце,
утверждает веру и надежду на Бога,
возгревает любовь ко Христу и
ближнему. Отец Иоанн молился по вере в
его молитву просящих и никогда не
приписывал себе ничего. Если ему
приходилось вразумлять заблудших,
утешать впавших в отчаяние, он в конце
беседы непременно приглашал вместе
помолиться за того человека, искрено
сознавая, что одними словами нельзя
исправить недостатки других, а надо
еще вымолить помощь и силу Божию.
Особенность
молитвенного подвига о. Иоанна
заключалась еще и в том, что он
необыкновенно внимательно следил за
сердечностью своей молитвы и тотчас
прекращал ее на время, если сознавал,
что молитва становится только внешней,
механической, так сказать. Он
упражнялся в движении своего сердца
на молитве и этим подтверждал ту
особенность его духа, о которой я
говорил в начале. Считая одну
умственную или поверхностную молитву
оскорблением Бога, призывающего к
Себе человечество словами; «Даждь Ми,
сыне, твое сердце!» (Притч. 23:26), о. Иоанн
учил, что хорошо оказывать послушание
во всем Матери-Церкви, читать длинные
молитвы, положенные по уставу,
акафисты, но следует это делать с
благоразумием, и кто может вместить
продолжительную молитву – да вместит,
но если это продолжительность
несовместима с горячностью духа, то
лучше сотворить краткую молитву, ибо,
как св. Апостол говорит: «Царствие
Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20). «Молясь,
мы непременно должны взять в свою
власть сердце и обратить его к Господу,
но никогда не допускать ни одного
возгласа к Богу, не исходящего из
глубины сердца. Когда мы научимся во
время молитвы говорить из сердца
только истину – то, что действительно
сознаем и чувствуем, то искренняя или
истинная молитва очистит наше сердце
от лжи, и мы не позволим себе лгать и в
жизни». (…)
Дорогой
батюшка о. Иоанн поражал и иногда
потрясал всех глубиной своей молитвы.
На основании моих бесед с ним я могу
только так изобразить его молитвенное
состояние. Он становился пред
Господом, как пред солнцем, и, чувствуя
невыразимый блеск света
Божественного, закрывал глаза и ясно
ощущал свое нахождение в лучах этого
света, а от них теплоту, радость и
близость к Христу Спасителю. Во время
молитвы после причащения Святых Тайн
батюшка иногда чувствовал, как Он, по
воскресении, прошел сквозь стены дома
к Апостолам, и тогда он получал
сознание, что невидимая душа его
успокаивается в невидимом Боге.
Но
чтобы уразуметь веру и дух батюшки о.
Иоанна, надо было с ним молиться в
алтаре во время литургии. Вначале он
усердно поминал у жертвенника всех
живых и мертвых, со слезами молился о
всех, дерзновенно просил Господа за
скорбящих и страждущих, по временам
отходил, потом опять возвращался и
снова молился, становился на колени,
обнимал дискос и видимо страдал
вместе с людьми, за которых молился.
Когда начиналась литургия, он
продолжал еще поминать у жертвенника
по многочисленным запискам, которые
ему читались, но к чтению Св. Евангелия
всегда возвращался на свое место, и с
полным вниманием прослушивал слово
Божие, вникая во всякое слова,
покачивая головой в знак
непреложности и истинности
благовестия. По перенесении Св. Даров
на престол, великий молитвенник
начинал как бы готовиться к
радостному свиданию с Господом и уже
помышлял более о присутствующих в
храме, о соучастии их в общей молитве и
в общей радости с ним, и так молился
иногда о них: «Господи! Многие из
предстоящих в храме Твоем стоят
праздны душами своими, как сосуды
праздные, и не ведают о чем подобает
молиться; исполни сердце их ныне, в
этот день спасения, благодатию
Всесвятого Духа Твоего и даруй их мне,
молитве моей, любви моей, исполненных
познанием благости Твоей и сокрушения
и умиления сердечного, даруй им Духа
Святого Твоего, ходатайствующего о
них воздыханиями неизглаголанными!» (Рим.
8:26). (…)
Совершая
литургию, незабвенный батюшка обретал
для себя величайшее наслаждение и
блаженство. «Я угасаю, умираюю духовно,
- говорил он, - когда не служу несколько
дней в храме, и возгораюсь, оживаю
душой и сердцем, когда служу, понуждая
себя к молитве не формальной, а
действительной, духовной, искренней,
пламенной. Люблю я молиться в храме
Божием, в св. алтаре, у престола и
жертвенника, ибо чудно изменяюсь я в
храме благодатию Божией, в молитве
покаяния и умиления спадают с души
моей узы страстей, и мне становится
так легко, я как бы умираю для мира, и
мир – для меня, со всеми своими
благами, я оживаю в Боге и для Бога, для
Единого Бога, и весь Им проникаюсь и
бываю един с Ним, я делаюсь как дитя,
утешенное на коленях матери, сердце
мое полно пренебесного, сладкого мира,
душа просвещается светом небесным,
все светло видишь, на все смотришь
правильно, ко всем чувствуется
содружество ии любовь, к самым врагам,
и охотно их извиняешь и прощаешь! О,
как блаженна душа с Богом!
Церковь
– истинно земной рай! Какое
дерзновение имеешь к Господу и
Богородице! Какую чувствую кротость,
смирение и незлобие! Какое
беспристрастие к земному! Какое
горячее желание небесных, чистейших,
вечных наслаждений! Язык не может
изречь того блаженства, которое
вкушаешь, имея Бога в сердце своем! С
Ним все земное – прах и тлен.»
По материалом
интернет страницы
Иоанна-Предтеченского Собора в
Вашингтоне
www.stjohndc.org