На
сознании живого общения небесно-земной
Церкви и на вере в силу молитвы
основана древняя практика
обращаться за помощью к святым
мученикам и угодникам Божиим.
Мы
знаем, что не всех, но именно самых
усердных и благочестивых людей Бог
еще при их жизни называл Своими
друзьями и прославлял их дарами Духа
Святого и чудесами. Так, Христос
сказал апостолам на Тайной вечери: «Вы
друзья Мои! ...Кто будет исполнять
волю Отца Моего Небесного, тот Мне
брат, и сестра, и матерь» (Ин. 15, 14-15;
Мф. 12, 50). Священная история приводит
множество примеров духовной
близости и дерзновения святых к Богу.
Так, например, Авраам просил Бога
помиловать жителей Содома и Гоморры,
и Бог готов был исполнить его просьбу,
если бы там нашлось хотя бы десять
праведников. В другой раз Бог
отвратил свое наказание от Авимелеха,
царя Герарского, по молитвам Авраама.
Библия повествует, что Бог беседовал
с пророком Моисеем лицом к лицу, «как
человек беседует с другом своим».
Когда Мариам, сестра Моисея,
согрешила и была наказана проказой,
Моисей вымолил ей прощение у Господа.
Можно привести и другие примеры об
особенной силе молитв угодников
Божиих.
Святые
не заслоняют собой Бога и не
ослабляют надобности обращаться к
Нему, как к Небесному Отцу. Ведь и
взрослые члены семьи не умаляют
авторитета родителей, когда вместе с
ними пекутся об их детях. Даже больше
того: ничто так не радует родителей,
как видеть старших братьев,
заботящихся о младших. Подобным
образом и Отец наш Небесный радуется,
когда святые молятся о нас и
стараются нам помочь. Святые
угодники Божии обладают более
крепкой верой, чем мы и близки к Богу
по причине своей праведности.
Поэтому будем обращаться к ним, как к
нашим старшим братьям, предстоящим
за нас у престола Всевышнего.
Замечательно
то, что праведники, еще живя на земле,
видели и знали многое такое, что
недоступно общему восприятию. Тем
более эти дары должны быть присущи им,
когда они, освободившись от бренной
плоти, перешли в горний мир. Святые,
находясь на земле, проникали духом в
горний мир, и одни видели сонмы
ангелов, другие удостаивались
созерцать образ Бога, иные были
восхищаемы до третьего неба и
слышали там таинственные
неизреченные глаголы, как, например,
апостол Павел. Тем более, находясь на
небе, они способны знать
происходящее на земле и слышать
обращающихся к ним, т.к. святые на
небе «равны ангелам». Из притчи
Господней о богатом и Лазаре узнаем,
что Авраам, находясь на небе, мог
слышать вопль богача, страждущего в
аду, несмотря на «великую пропасть»,
разделяющую их. Слова Авраама: братья
твои имеют Моисея и пророков, да
послушают их, – ясно показывают, что
Авраам знает жизнь еврейского народа,
происшедшую после его кончины, знает
о Моисее и его законе, о пророках и их
писаниях. Духовное зрение душ
праведников на небе несомненно
больше, чем было на земле. Апостол
Павел пишет: «Теперь мы видим как бы
сквозь тусклое стекло, гадательно,
тогда же – лицом к лицу; теперь знаю я
отчасти, а тогда познаю, подобно как я
познан» (1 Кор. 13,12).
Близость
святых к Престолу Божию и сила их
молитв о верующих, пребывающих на
земле, очевидна из книги Откровения,
в которой апостол Иоанн пишет: «Видел
я и слышал голос многих Ангелов
вокруг престола и животных и старцев,
и число их было тьмы тем и тысячи
тысяч». Далее он описывает видение
праведников, на небе молящихся за
людей, бедствующих на земле: «И
пришел иной ангел и стал пред
жертвенником, держа золотую
кадильницу, и дано было ему множество
фимиама, чтобы он с молитвами святых
возложил его на золотой жертвенник,
который пред престолом. И вознесся
дым фимиама с молитвами святых от
руки ангела пред Бога» (Отк. 5, 11; 8,
3-4).
Велика
сила молитвы! «Молитесь друг за
друга, чтобы исцелиться: много может
усиленная молитва праведного», -
наставлял апостол Иаков. Молитва за
другого есть выражение любви к нему;
и святые на небе, молясь за нас,
проявляют к нам свою братскую любовь
и заботу.
В
Евангелии и в других новозаветных
книгах мы находим множество случаев,
свидетельствующих о силе молитвы за
других людей. Так, например, по
просьбе царедворца, Господь исцелил
его сына; по мольбе женщины
хананеянки ее дочь была освобождена
от демона; по просьбе отца Господь
исцелил его бесноватого сына; а по
просьбе друзей – простил и исцелил
расслабленного, которого они
спустили с крыши на веревках; по вере
римского сотника был исцелен его
слуга. При этом большинство чудесных
исцелений Господь совершал на
расстоянии, заочно.
Таким
образом, если молитвы простых людей
имели такую силу, то тем более мощны
молитвы праведников, предстоящих
престолу Божию. «Вот какое
дерзновение мы имеем к Нему (Сыну
Божию), что, когда просим чего по воле
Его, Он слушает нас», - убеждает нас
возлюбленный ученик Христов (1 Ин. 5,
14).
Вот
почему Церковь с самых древних
времен содержала учение о пользе
молитвенного обращения к святым. Это
мы видим, например, из древних
литургий и других письменных
памятников. В литургии апостола
Иакова мы читаем: «Особенно же творим
память о Святой и Славной Приснодеве,
блаженной Богородице. Помяни Ее,
Господи Боже, и по Ее чистым и святым
молитвам пощади и помилуй нас».
Святой Кирилл Иерусалимский,
изъясняя литургию церкви
иерусалимской, замечает: «Потому
поминаем (на литургии) и прежде
почивших, во-первых – патриархов,
пророков, апостолов, мучеников, чтобы
их молитвами и предстательством
принял Бог моление наше».
Многочисленны
свидетельства отцов и учителей
Церкви, особенно начиная с 4-го века, о
почитании Церковью святых. Но уже от
начала 2-го века имеются прямые
свидетельства древнехристианской
письменности о вере в молитвы святых
на небе об их братьях земных.
Свидетели мученической кончины
святого Игнатия Богоносца (начало 2-го
века) говорят: «Возвратившись домой
со слезами, мы имели всенощное бдение...
Потом, немного уснув, некоторые из
нас увидели внезапно восстающего и
обнимающего нас, а другие также
увидели молящегося за нас блаженного
Игнатия». Подобные записи с
упоминанием о молитвах и
ходатайствах за нас мучеников
имеются и в других сказаниях эпохи
гонений на христиан.
Убеждение
в святости усопшего подтверждается
особыми свидетельствами, каковы:
мученичество за Христа, бесстрашное
исповедание своей веры,
самоотверженное служение Церкви, дар
исцелений. В особенности, когда
Господь подтверждает святость
усопшего чудесами после его смерти
при его молитвенном поминовении.
Кроме
молитвенной помощи, святые помогают
нам достичь спасения и примером
своей жизни. Знакомство с житиями
святых обогащает христианина
духовным опытом тех, кто усерднее
других воплощал Евангелие в своей
жизни. Здесь столько ярких примеров
живой веры, мужества, терпения.
Будучи такими же людьми, как и мы, и
преодолев самые трудные искушения,
они воодушевляют нас терпеливо и
безропотно совершать свой жизненный
путь.
Апостол
Иаков призывал христиан подражать
терпению древних пророков и Иова
Многострадального, приобрести
крепкую веру, как пророк Илия.
Апостол Петр наставлял христианских
жен брать пример скромности и
послушания у праведной Сарры, жены
Авраама. Святой ап. Павел приводит
подвиги древних праведников, начиная
с Авеля и кончая маккавейскими
мучениками, и убеждает христиан
подражать им. В заключение
обстоятельного наставления на эту
тему он пишет: «Посему и мы, братья,
имея вокруг себя такое облако
свидетелей, свергнем с себя всякое
бремя и запинающий нас грех, и с
терпением будет проходить
предлежащее нам поприще» (Евр. 12, 1).
Господь
говорит: «Зажегши свечу, не ставят
ее под сосудом, но на подсвечнике, и
светит всем в доме. Так да светит свет
ваш пред людьми, чтобы они видели
ваши добрые дела и прославляли Отца
вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые
– это яркие звезды, указывающие нам
путь в Царство Небесное.
Будем
же дорожить близостью к Богу святых
угодников Божиих и обращаться к ним
за помощью, помня, что они любят нас и
заботятся о нашем спасении.
Знакомство же с житиями святых
особенно важно в наше время, когда в
широкой массе «христиан» самого
разного направления так обмельчало и
исказилось понимание христианского
идеала.