Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Епархиальная Библиотека
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки     Volunteers in Mission

English Version

Храмъ Св. Гроба и Воскресенія
Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)

 

   Храмъ св. Гроба и Воскресенія Господня въ Іерусалимѣ, куда мы отправились сразу же послѣ пріема у Блаженнѣйшаго Патріарха Венедикта 18/31 марта 1964 г., находящійся недалеко отъ Патріархіи, является главной святыней Св. Земли и матерью всѣхъ православныхъ храмовъ. При освященіи каждаго новаго православнаго храма, гдѣ бы онъ не находился, совершается служба обновленія Храма Воскресенія въ Іерусалимѣ, записанная въ нашихъ богослужебныхъ книгахъ на 13 сентября, въ канунъ Воздвиженія Креста Господня, и на каждомъ нашемъ престолѣ, при его освященіи, возлагаются тѣ же вещественные символы Христовыхъ страданій, которые имѣются въ храмѣ Воскресенія.

 

Мѣсто, на которомъ воздвигнутъ храмъ Воскресенія, до Христа Спасителя находилось внѣ города и считалось удѣломъ мертвыхъ – "юдолью мертвыхъ". Это была природная скала, напоминавшая своими очертаніями человѣческій лобъ и поэтому называвшаяся у іудеевъ Голгоѳа, т.е. лобнымъ мѣстомъ. Послѣ Распятія здѣсь Господа Іисуса Христа и его Воскресенія это, ранѣе позорное мѣсто, стало христіанской святыней, подобно тому какъ и крестъ, ранѣе позорное орудіе казни, – теперь сталъ символомъ христіанской побѣды. Въ 130 году языческій Императоръ Адріанъ, разорившій христіанскій Іерусалимъ, построилъ на мѣстѣ Распятія капище Венеры, а на мѣстѣ гроба Господня – капище Юпитера. Въ ІѴ вѣкѣ, равноапостольная Елена, среди многихъ воздвигнутыхъ ею храмовъ, соорудила грандіозный храмъ Воскресенія, который покрывалъ собой святыя мѣста Распятія и Воскресенія Господня. Въ 614 году храмъ, сооруженный равноапостольной Еленой, былъ до основанія разрушенъ Персидскимъ завоевателемъ Хозроемъ ІІ, затѣмъ черезъ нѣкоторое время на этомъ мѣстѣ патріархомъ Модестомъ было создано четыре храма – Воскресенія, храмъ на Голгоѳѣ, на мѣстѣ обрѣтенія Креста и храмъ Божіей Матери. Наконецъ, въ 1130 году крестоносцы соединили эти святыни въ одно зданіе, которое совмѣщаетъ въ себѣ различные стили – романскій, арабо-французскій и др. Лучшія иконы, имѣющіяся въ храмѣ, дорогія лампады, колокола, богослужебная утварь пожертвованы, главнымъ образомъ, изъ Россіи. Снаружи храмъ имѣетъ видъ скорѣе замка. Онъ почти со всѣхъ сторонъ застроенъ разными зданіями не только христіанскими, но и мусульманскими, изъ-за которыхъ еле видны два его купола – большій и меньшій. Входъ въ храмъ состоитъ изъ двухъ большихъ желѣзныхъ воротъ, при чемъ одни ворота всегда закрыты, а изъ другихъ воротъ открыта только одна половина, черезъ которыя входятъ и выходятъ довольно многочисленные богомольцы и туристы изъ многихъ странъ міра.

 

На воротахъ когда-то была изображена мозаичная икона Божіей Матери, которая вдохновила преп. Марію Египитскую на ея невѣроятный сверхчеловѣческій подвигъ. Икона эта отъ времени осыпалась, а затѣмъ оставшіеся камешки разобрали богомольцы. На воротахъ имѣются двѣ надписи на арабскомъ языкѣ: "Вкуси поклонникъ истиннаго наслажденія: войди въ радостъ Господа во многообильное свѣтомъ небо – Матерь Церквей" и другая надпись: "Войдите странники въ обитель Господа, въ гробъ жизни, гдѣ благодать обитаетъ и благословенный свѣтъ не изсякаетъ". Къ сожалѣнію, этихъ надписей никто не замѣчаетъ и не читаетъ, но съ такими именно чувствами многіе богомольцы переступаютъ порогъ этого храма.

 

Послѣ многихъ лѣтъ обветшанія весь этотъ храмъ въ настоящее время капитально ремонтируется и заставленъ лѣсами. По наблюденіямъ нашего опытнаго строителя и инженера Т.С. Денке, много потрудившагося на Елеонсой горѣ по ремонтамъ нашей знаменитой колокольни и другихъ Елеонскихъ построекъ, ремонтъ Воскресенскаго храма производится очень основательно, замѣняются обветшавшіе камни въ самомъ зданіи при помощи сложныхъ подпорокъ, работы производятся главнымъ образомъ вручную; расчитаны онѣ на много лѣтъ и требуетъ большихъ денежныхъ издержекъ. Съ большой радостью я передалъ Блаженнѣйшему Патріарху скромное пожертвованіе нашихъ православныхъ русскихъ людей на это святое дѣло.

 

Первая святыня въ храмѣ, который мы удостоились поклониться, — это камень мѵропомазанія. Это – лежащая на полу храма четвероугольная продолговатая мраморная плита желторозоваго цвѣта подъ золотымъ балдахиномъ, обставленная большими подсвѣчниками съ неугасными лампадами матоваго цвѣта. Плита покрываетъ то мѣсто – камень, гдѣ Іосифъ Аримоѳейскій съ Никодимомъ приготовляли къ погребенію Пречистое тѣло Спасителя послѣ снятія Его со креста – помазывали мѵромъ и облачали въ погребальныя пелены. Кругомъ плиты вырѣзана греческая надпись: "Благообразный Іосифъ съ древа снемъ пречистое тѣло Твое, плащаницею чистою обвивъ и благоуханьми покрывъ положи". Влѣво отъ камня мѵропомазанія помѣщается круглая мраморная плита, покрытая рѣшетчатымъ колпакомъ. Это – "мѣсто скорби свв. женъ", мѣсто гдѣ стояла Божія Матерь въ обществѣ свв. женъ и св. Іоанна Богослова по снятія со креста тѣла Спасителя.

 

Направо отъ камня мѵропомазанія находится мраморная лѣстница, ведущая на Голгоѳу, которая въ настоящее время является нѣкоторымъ подобіемъ церкви, раздѣленной на двѣ части – сѣверную и южную. Въ обѣихъ частяхъ находятся престолы для совершенія лиутргій. Сѣверная часть принадлежитъ грекамъ. Подъ высокимъ греческимъ православнымъ престоломъ, стоящимъ на четырехъ столбахъ, осѣненнымъ дорогими лампадами, находится мраморное отверстіе, обложенное серебромъ въ ширину нѣсколько болѣе человѣческой руки. Это – то мѣсто, на которомъ былъ водкуженъ крестъ Господенъ. Въ католической части – находится мѣсто, на которомъ Господа пригвождали ко кресту. Склонясь подъ греческимъ престоломъ, можно вложить свою руку въ это святѣйшее отверстіе и пережить чувство подобное тому, которое переживалъ Апостолъ Ѳома: "Подай перстъ твой сюда и посмотри руки Моя, подай руку твою и вложи въ ребра Мои, и не будь не вѣрующимъ, но вѣрующимъ" (Ін. 20:27).

 

Спустившись съ Голгоѳы, мы входимъ въ самый храмъ Воскресенія, находящійся въ центральной части всего храма. Храмъ Воскресенія, достаточно просторный, является каѳедральнымъ храмомъ Іерусалимскимъ Патріархата и устроенъ по обычному образу православныхъ храмовъ. Въ этомъ храмѣ въ ночь на 30 марта/12 арпѣля мы слушали въ алтарѣ утреню, соверщавщуюся греческимъ духовенствомъ въ присуствіи греческаго епископа Хрисанѳа, служившаго вслѣдъ за этимъ Литургію на гробѣ Господнемъ. Очень воодушевленно пѣлъ греческій хоръ, состоявшій изъ молодыхъ людей монаховъ или послушниковъ.

 

Къ корридору, соединяющему Голгоѳу съ храмомъ Воскресенія, примыкаетъ нѣсколько часовенъ, посвященныхъ событіямъ, происшедшимъ въ великую пятницу.

 

Часовня поруганія или терноваго вѣнца – мѣсто, гдѣ Господь по прибытіи Его на распятіе, терпѣлъ поруганія отъ римскихъ воиновъ, вымѣщавшихъ на Немъ свою злобу на мятежныхъ іудеевъ, и отъ самихъ іудеевъ, участвовавшихъ въ Его распятіе. Ихъ злоба была столь велика, что имъ мало было распятія, но нужно было еще и надругаться и поиздѣваться надъ Божественнымъ Страдальцемъ. Вотъ это и запечатлѣно въ этой часовнѣ. Далѣе ведетъ спускъ "Въ придѣлъ равноапостольной царицы Елены". То – обширная пещера, имѣющая два алтаря – лѣвый въ память благоразумнаго разбойника и правый въ память равноапостольной Елены. Подъ правымъ придѣломъ имѣется подземная часовня "Обрѣтеніе Креста" – мѣсто, гдѣ былъ обрѣтенъ животворящій крестъ Христовъ. Во время распятія Христа Спасителя здѣсь была заброшенная цистерна, куда была скинуты съ Голгоѳы кресты Спасителя и двухъ разбойниковъ и гдѣ они и пролежали, засыпанные мусоромъ и камнями, свыше 300-тъ лѣтъ.

 

Третья часовня – "Придѣлъ раздѣленія ризъ", мѣсто, гдѣ римскіе воины раздѣлили ризы Господа и метали жребій о верхней одеждѣ, сотканной Божіей Матерью для Своего Сына, какъ былои предречено пророкомъ Давидомъ: "Раздѣлили ризы Мои между собою, и объ одеждѣ Моей метали жребій" (Пс. 21:19). Четвертая часовня – "Сотника Лонгина", начальника римскаго караула, который при распятіи Христа увѣровалъ въ Него и воскликнулъ "воистину Божій Сынъ бѣ Сей" (Мѳ. 27:54). По требованію іудеевъ сотникъ Лонгинъ былъ за это казненъ черезъ отсѣченіе головы. Пятая часовня – "Часовня узъ". Здѣсь находится каменная плита съ отверстіями для ногъ, въ которую желѣзными цѣпями были закованы ноги Спасителя. Шестой придѣлъ – Часовня подъ именемъ "Темница Христова". По преданію здѣсь было мѣсто заключенія Спасителя вмѣстѣ съ двумя разбойниками на время пока воины готовили орудія казни. Здѣсь потомъ осталась Божія Матерь, когда Господа увели на казнь, и лишилась чувствъ, когда Она увидѣла Своего Сына поднятымъ на крестѣ. Седьмая часовня – "Часовня явленія Господа". По преданію Божія Матерь находилась здѣсь послѣ погребенія Господа во время Его пребыванія во гробѣ и здѣсь же Господь явился Божіей Матери по Своемъ воскресеніи изъ мертвыхъ. По преданію, здѣсь патріархъ Макарій и равноапостолская царица Елена совершили чудо воскресенія мертверца при прикосновеніи ими трехъ крестовъ. Здѣсь находятся обломки колонны, къ которой былъ привязанъ Господь во время Его бичеванія.

Въ ряду этихъ часовень имѣется еще католическая церковь "Явленія Господа" — мѣсто, гдѣ по преданію Господь по Своемъ Воскресеніи явился Маріи Магдалинѣ. Церковь эта очень благоустроенна. Нѣкоторыя изъ часовень принадлежатъ армянамъ, сирійцамъ и коптамъ, которые совершаютъ тамъ свои богослуженія.

 

Возвращаясь къ Голгоѳѣ, нужно еще отмѣтить, что подъ сѣверной частью Голгоѳы, пренадлежащей грекамъ, существуетъ часовня Адама и часовня св. Іоанна Предтечи. По преданію на этомъ мѣстѣ патріархомъ Ноемъ были погребены кости Адама и кровь Спасителя, стекавшая изъ Голгоѳы, оросила черепъ Адама. Здѣсь же указываютъ мѣсто погребенія царя и священника Мелхиседека, прообразовавшаго Христа Спасителя и основателя святаго града Іерусалима.