Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Православные Ресурсы
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки

English Version

Евангеліе въ Церкви
Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)

   Жители большихъ городовъ почти никогда не могутъ видѣть красоты звѣзднаго неба. Свѣтъ уличныхъ фонарей и яркихъ рекламъ закрываетъ отъ нихъ звѣзды и онѣ кажутся блѣдными и немощными. И только, когда человѣкъ окажется въ полѣ или въ горахъ, среди тихаго дыханія природы, въ спокойную ночь, передъ его взоромъ откроется необозримое звѣздное небо во всей его красѣ и тогда въ душѣ прозвучатъ слова Псалмопѣвца: "Небеса повѣдаютъ (по русски – проповѣдуютъ) славу Божію, творенія же руку его возвѣщаетъ твердь" (Пс. 18:2).

   Нѣчто подобное часто происходитъ съ человѣкомъ въ его отношеніи къ Церкви Божіей. Въ Церкви Христовой вѣетъ тихое дыханіе небесной жизни. Въ ней раскрываются тайны Царствія Божія. Черезъ нее происходитъ общеніе съ горнимъ міромъ – и таинственное соприкосновеніе съ вѣчностью. Въ ней побѣждается смерть, которая становится успокоеніемъ отъ трудовъ и переходомъ "на лучшее и полезнѣйшее". Тѣмъ не менѣе большинство людей, ослѣпленные жалкой мишурой жизни, не замѣчаютъ таинственной духовной жизни въ Церкви и не умѣютъ черпать изъ нея ту воду жизни, о которой Господь сказалъ, что пьющие ее никогда не будутъ жаждать, т.е. получатъ полноту духовнаго удовлетворенія.

   Современные отступники отъ Церкви – сектанты упрекаютъ Христову Церковь въ томъ, что Она будто бы забыла о проповѣди Евангелія и всю свою жизнь будто свела только къ внѣшнему ритуалу. Такой упрекъ основанъ въ невнимательномъ и недобросовѣстномъ отношеніи къ Церкви. Жизнь Церкви, это есть непрерывная и никогда не умолкающая проповѣдь Евангелія, которая осуществляется по строго продуманному, и вдохновенному свыше плану и раскрывается всѣми способами, могущими повліять на человѣческое воспріятіе.

   Безмолвно проповѣдуетъ Евангеліе церковная архитектура. Сильно можетъ повліять на человѣческую душу благолѣпный внѣшній видъ церкви. Однажды, одна благочестивая мать привезла соего 7-лѣтняго сына Алешу въ Москву и подвела его къ храму Василія Блаженнаго. Алеша всплеснулъ руками и воскликнулъ: "Ахъ, кто могъ создать такую красоту!" Послѣ этого онъ никогда уже не отступилъ отъ проповѣди Евангелія. Это былъ Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній.

   Евангеліе проповѣдуетъ церковная иконопись, которое есть ничто иное, какъ проповѣдь красками. Объ этомъ весьма убѣдительно написалъ проф. Трубецкой въ своемъ докладѣ "Умозрение въ краскахъ", прочитанномъ имъ на великомъ Московскомъ Соборѣ въ 1917-18 гг. Евангеліе проповѣдуется церковнымъ пѣніемъ; не только содержаніемъ церковныхъ пѣснопѣній, но и самыми мотивами правильнаго церковнаго пѣнія. Для того, чтобы убѣдиться въ этомъ нужно прочесть жизнеописаніе творца церковнаго осьмогласія преп. Іоанна Дамаскина, который отобразилъ въ осмогласіи ангельское пѣніе, или житіе преп. Романа Сладкопѣвца, уста котораго чудесно раскрылись для сладчайшаго церковнаго пѣнія.

   Евангеліе проповѣдуется черезъ всѣ церковныя молитвословія. Церковныя молитвы являются раскрытіемъ духовнаго опыта, богообщенія святыхъ людей, посвятившихъ свою жизнь на практическое осуществленіе Евангелія. Евангеліе проповѣдуютъ даже облаченія священнослужителей. Вслушайтесь въ тѣ молитвы, которыми сопровождается облаченіе священнослужителей, "Да возрадуется душа моя о Господѣ, облече бо мя въ ризу спасенія, и одеждею веселія одѣя мя, яко жениху возложи ми вѣнецъ, и яко невѣсту украси мя красотою", вотъ первая молитва. Что можетъ быть возвышеннѣе и прекраснѣе такого настроенія, которое призваны создать эти священныя одежды какъ у священнослужителей, такъ и у молящихся, взирающихъ на нихъ?

   Проповѣдуется Евангеліе и кадильнымъ ѳиміамомъ, который сопровождаетъ молитву о ниспосланіи съ неба благодати Пресвятаго Духа, котораго мы получили черезъ Евангеліе. Проповѣдуется Евангеліе и церковнымъ звономъ, который своимъ благовѣстомъ подаетъ намъ вѣсть о Евангельскомъ благовѣстіи. Въ Америкѣ есть небольшой городъ, въ которомъ находится громадный университетъ съ 21 тысячью студентовъ. Среди прекрасныхъ зданій этого университета есть громадная десятиэтажная башня, на которой устроена колокольня. Тщательно подобранные колокола въ опредѣленное время исполняютъ различныя музыкальныя мелодіи и услаждаютъ слухъ. Здѣсь они являются самоцѣлью и развлекаютъ людей, какъ колокольчики развлекаютъ дѣтей. Не такое значеніе имѣютъ наши церковные колокола. Они являются призывомъ къ тому, чтобы оторваться отъ земныхъ настроеній и перенести свою душу въ небесные чертоги.

   Проповѣдуется Евангеліе и во всѣхъ Апостольскихъ и пророческихъ чтеніяхъ, предваряющихъ и прилагающихъ Евангеліе къ жизни.

   Сектанты, евангелики и другіе, признающіе Библію, но отвергнувъ Церковь съ ея строемъ жизни, сами, однако, создаютъ для себя нѣкоторое подобіе Церкви. Такъ, чтенія на своихъ собраніяхъ Библіи – Ветхаго и Новаго завѣтовъ, которую они признаютъ единственнымъ источникомъ спасенія, они сопровождаютъ нѣкоторой музыкой и пѣніемъ и назидательными рѣчами, которыя часто произносятъ молодыя дѣвушки или юноши, дѣлясь своимъ духовнымъ опытомъ. Такое собраніе можетъ, конечно, болѣе или менѣе занять вниманіе слушателей, но на сколько оно бѣднѣе церковнаго собранія. Можно ли сравнить тысячелѣтній опытъ Церкви, созданный геніемъ величайшихъ вдохновенныхъ умовъ, чистѣйшихъ ангелоподобныхъ душъ и несокрушимыхъ, какъ сталь, характеровъ посвятившихъ себя на служеніе Богу, съ блѣднымъ лепетомъ случайныхъ людей?

   Однако вся внѣшняя сторона нашихъ церковныхъ богослуженій является какъ бы сосудомъ, который содержитъ въ себѣ Евангельскую проповѣдь, раскрываемую въ Евангельскихъ чтеніяхъ. Цѣль Евангельскихъ чтеній изложена въ тайной "молитвѣ прежде Евангелія". Въ ней священникъ молится, чтобы въ сердцахъ вѣрующихъ возсіялъ бы нетлѣнный свѣтъ богоразумія, чтобы открылись бы наши мысленные глаза для пониманія Евангелія и чтобы въ насъ вселился бы страхъ блаженныхъ заповѣдей, чтобы мы были бы въ силахъ попирать плотскія похоти и проходить духовную жизнь.

   Сообразно съ такими цѣлями Евангеліе въ Церкви читается не по личному выбору священнослужителей и не по желанію и настроенію молящихся, а по строго продуманному и установленному Церковью плану, являясь раскрытіемъ духовнопитательныхъ идей, расчитанному на годовой богослужебный кругъ такъ, чтобы въ теченіе одного года намъ было бы сообщено все, что относится къ нашему спасенію.

   Въ наиболѣе торжественный и побѣдоносный періодъ церковной жизни, начиная съ перваго дня Св. Пасхи и кончая праздникомъ Св. Троицы, въ Церкви читается съ нѣкоторыми небольшими отступленіями, Евангеліе Св. Апостола Іоанна Богослова. Это Евангеліе преимущественно передъ тремя остальными повѣствуетъ о божествѣ Господа Іисуса Христа и самъ Евангелистъ Іоаннъ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ именуется "благовѣстникомъ Іисусова божества". Этими чтеніями Св. Церковь воспитываетъ своихъ чадъ въ сознаніи того, что Основатель нашей Церкви и вѣры есть дѣйствительно воплотившійся Богъ, Творецъ неба и земли, "Имъ же вся быша", второе лицо Пресвятой Троицы, что Онъ жилъ среди людей, и пострадалъ за ихъ грѣхи, воскресъ изъ мертвыхъ, вошелъ въ славу Свою, основалъ нашу Церковь, возсѣлъ одесную Бога на небѣ и вновь (and whose it is to come again) имѣетъ придти на землю судить живыхъ и мертвыхъ. Всѣ священныя воспоминанія этого періода распредѣлены такъ, чтобы возможно ярче и сильнѣе запечатлѣть у людей вѣру въ Іисуса Христа, какъ Бога и тѣмъ вызвать у нихъ рѣшимость жить духовной жизнью, исполнять на дѣлѣ заповѣди Божіи и въ день Св. Троицы принять для этого обновляющую силу Св. Духа.

   Здѣсь легко видѣть, что теоретическое чтеніе Евангелія у себя дома за столом, и даже изученіе Евангелія въ какомъ-либо училищѣ, можетъ служить драгоцѣннымъ пособіемъ, но только пособіе къ слушанію Евангелія въ церкви и не можетъ замѣнить церковной проповѣди Евангелія, потому что Церковь даетъ не только знанія, но и силы для осуществленія этихъ знаній въ жизни. Церковное Евангельское благовѣстіе не только сообщаетъ намъ истины вѣры, но и создаетъ въ насъ вмѣсто сыновъ тѣла чадами Духа и быть сознательными участниками Царства Божія. Это дается только въ истинной Церкви и нигдѣ больше.

   Закончился торжественный Пасхальный періодъ Цвѣтной тріоди. Церковь вступаетъ въ свой обычный богослужебный кругъ и на каждый день положены Евангельскія чтенія, начиная отъ Евангелиста Матѳея. Однако, Церковь предлагаетъ эти чтенія не отъ перваго зачала, какъ можно было бы ожидать, а по Своему плану. Въ понедѣльникъ послѣ Троицы предлагается 75 зачало. Въ этомъ чтеніи указывается на общую цѣль Евангельскихъ повѣствованій: "Пріиде бо Сынъ Человѣческій взыскати и спасти погибшаго" (Мѳ. 18:11). Далѣе повѣстуется объ одной заблудшей овцѣ и девяносто девяти, оставленныхъ добрымъ хозяиномъ для того, чтобы отыскать заблудшую. Св. Іоаннъ Златоустъ объясняетъ, что заблудшая овца – это человѣчество, а девяносто девять – небесныя воинства. Заканчивается это первое чтеніе утвержденіемъ Церкви, какъ высшаго авторитета на землѣ: "Повѣждь Церкви: аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь" (Мѳ. 18:17). Эти двѣ идеи: спасеніе грѣшника черезъ Евангельскую проповѣдь и утвержденіе Церкви развиваются въ различныхъ варіаціяхъ въ дальнѣйшихъ Евангельскихъ повѣствованіяхъ. Въ слѣдующіе дни этой седмицы читаются зачала 10, 12, 13, 14 и 15. Въ этихъ чтеніяхъ раскрываются новые, ранѣе неизвѣстныечеловѣчеству, законы духовной жизни – заповѣди блаженства и указываются способы ихъ практическаго примѣненія въ жизни. Заканчиваются Евангельскія чтенія этой седмицы въ субботу всеобъемлющимъ духовнымъ закономъ: "Будете убо совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть" (Мѳ. 5:48). Въ этихъ словахъ начертывается содержаніе жизни для спасенія души въ вѣчности. Напрерывное, неизсякаемое совершенствованіе, начинается со смиренія – духовной нищеты – составляетъ сущность вѣчнаго райскаго блаженства, начало которому въ Церкви.

   Въ слѣдующую седмицу – въ воскресенье – недѣля Всѣхъ Святыхъ – читается 38 зачало – первая половина этого чтенія связана съ Пасхальнымъ періодомъ, завершающимся недѣлей Всѣхъ Святыхъ, а во второй – раскрывается природа Церкви. Указывается на то, что наша Церковь – Церковь воинствующая: "Не мните, яко пріидохъ воврещи миръ на землю: не пріидохъ воврещи миръ, но мечъ" (Мѳ. 10:34). Въ понедѣльникъ читается 19 зачало, въ которомъ раскрывается тотъ законъ духовной жизни, по которому заботящіеся о духовной жизни освобождаются отъ земныхъ попеченій: "Не пецытеся убо глаголющи: что ямы, или что піемъ, или чимъ одеждемся... Ищите же прежде царствія Божія и правды Его и сія вся приложатся вамъ" (Мѳ. 6:31,33). Здѣсь нужно обратить вниманіе на то, что освобождаются отъ земныхъ попеченій только тѣ, кто ищетъ царствія Божія и правды Его, забота о немъ должна явиться главнымъ содержаніемъ жизни чадъ Церкви. Въ послѣдующіе дни читаются зачала 22, 23, 27, 31 и 20. Въ нихъ указывается на то, что чада Церкви должны напряженно работать надъ своею душею и заставлять ее дѣлать не то, на что влечетъ ее животный инстинктъ, а то, что велитъ ей воля Божія: "узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его" (Мѳ. 7:14) и опять утверждается идея истинной Церкви: "внемлите же отъ лживыхъ пророкъ... Не всякъ глаголяй Ми, Господи, Господи, внидетъ въ царствіе небесное: но творяй волю Отца Моего иже есть на небесѣхъ" (Мѳ. 7:15,21). Такъ какъ земному человѣку трудно радикально измѣнить свою жизнь и подчинить ее совершенно инымъ, новымъ законамъ, то въ 27 зачалѣ въ четвергъ – повѣствуется о чудесномъ укрощеніи бури. Повѣствованіе это заключается такимъ знаменательными словами: "кто есть сей, яко и вѣтри и море послушаютъ Его" (Мѳ. 8:27). Вѣтри и море исполняютъ повелѣнія Господни, неужели же ты, свободная и разумная душа, воспрепятствуешь Господу укротить твою бурю – говоритъ этмиъ чтеніемъ Церковь. Въ субботу читается 20 зачало, въ которомъ чада Церкви призываются крайне бережно относиться къ человѣческой душѣ: "Не судите, да не судимы будете... изми первѣе бревно изъ очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очеса брата твоего... Не дадите святая псомъ, не пометайте бисеръ вашъ предъ свинями..." (Мѳ. 7:1,5-6). Подъ псами и свиньями разумѣются здѣсь нечестивые люди, сознательно отвергвющіе небесное царство, какъ будто бы несуществующее. Для нихъ жизнь состоитъ только въ удовлетвореніи физическихъ инстинктовъ. Съ ними не нужно обсуждать тайнъ царствія Божія потому что они "вращшеся расторгнуть вы" (Мѳ. 7:6), т.е. убіютъ вашу душу, заразивъ ее своимъ нечестіемъ.

   И такъ въ теченіе всего года разумно, послѣдовательно и систематически Евангельскія чтенія въ Церкви располагаются такъ, чтобы вдохнуть въ человѣческую душу новую жизнь, чтобы она повѣрила Христу Спасителю и послѣдовала бы за Нимъ.

   Гдѣ бы Евангеліе не находилось – его призывы и слова одинаково святы, благодатны и неизмѣнны. Такъ и звѣзды небесныя одинаково свѣтятся и надъ шумнынъ городомъ и надъ тихой пустыней. Одинако, въ городѣ, покрытомъ густымъ свѣтомъ, не видна ихъ красота. Такъ и Евангеліе – постигнуть его тайны въ мірскомъ суетѣ невозможно. Онѣ постигаются только черезъ Церковь, которая явлвется нашей Учительницей и Путеводительницей на путяхъ спасенія. Нужно стараться понимать то, что Церковь есть осуществленный уже рай на землѣ, переходящій въ вѣчное блаженство на небѣ.