Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Православные Ресурсы
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки

English Version

Имѣяй уши слышати да слышитъ (Притча о талантахъ)
Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)

   Притча о талантахъ, по изложенію Евангелиста Матѳея, является послѣдней передъ страданіями Господа. Она заканчивается предостереженіемъ, подчеркивающимъ ея особую важность: "Имѣяй уши слышати да слышитъ" (Мѳ. 25:30).

   Притчѣ о талантахъ предшествуетъ притча о десяти дѣвахъ, и самая притча о талантахъ является развитіемъ и поясненіемъ той мысли, которая излагается въ притчѣ о десяти дѣвахъ. Эту послѣднюю притчу Господь также заканчиваетъ предостереженіемъ о томъ, чтобы мы не остались внѣ Царствія Божія: "Аминь, глаголю вамъ, не внѣмъ васъ" (Мѳ. 25:12), и, поясняя Свою мысль, заканчиваетъ ее такими словами: "Бдите убо, яко не вѣсте дне ни часа, въ онъ же Сынъ Человѣческій пріидетъ" (Мѳ. 25:13). Развивая далѣе эту мысль, Господь и произноситъ притчу о талантахъ: "Якоже бо человѣкъ нѣкій, отходя призва свои рабы и предаде имъ имѣніе свое, овому убо даде пять талантовъ, овому же два, овому же одинъ, комужда противъ силы его и отыде адіе..." (Мѳ. 25:14-15). Заканчивается же притча грознымъ приговоромъ Божественнаго Правосудія: "Неключимаго раба вверзите въ тьму кромѣшную: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ. Сія глаголя возгласи: имѣяй уши слышати да слышитъ" (Мѳ. 25:30).

   Далѣе, непосредственно послѣ этого, слѣдуетъ повѣствованіе о Страшномъ Судѣ. Такъ что притчи о десяти дѣвахъ и о талантахъ являются въ Евангельскомъ изложеніи какъ бы подготовительнымъ вступленіемъ къ повѣствованію о Страшномъ Судѣ. Господь говоритъ о немъ сначала прикровенно, подъ видомъ десяти дѣвъ и Жениха, потомъ болѣе ясно разъясняетъ грядущій Судъ въ притчахъ о талантахъ и, подготовивъ такимъ образомъ слушателей Своихъ къ разумѣнію тайнъ Царствія Божія, прямо уже говоритъ о Страшномъ Судѣ и о Своемъ вѣчномъ царствѣ.

   Для многихъ остается непонятнымъ, чѣмъ вызванъ тотъ грозный приговоръ, о которомъ говорится въ этихъ повѣствованіяхъ. Если смотрѣть на это съ человѣческой точки зрѣнія, то осужденные не совершили такъ сказать уголовно-правовыхъ тяжелыхъ преступленій, за которымъ послѣдовало вѣчное осужденіе. Люди привыкли жить преимущественно правовыми понятіями, лишь сдерживающими зло, но не заботящимся о развитіи добра, и, если подходить къ Евангелію съ этой мѣркой, то невозможно его понимать.

   Въ самомъ дѣлѣ, неразумныя дѣвы, будучи во многомъ исправны, имѣя и дѣвство и желаніе быть съ Женихомъ, не проявили лишь достаточной заботливости и предусмотрительности и вовремя не пріобрѣли для себя достаточнаго запаса елея (духовной жизни – любви). Онѣ пытались восполнить свой недостатокъ въ послѣднюю минуту, занять его или купить спасительный елей, но это оказывалось для нихъ невозможнымъ, его нужно было пріобрѣсти вовремя, и онѣ остались внѣ царскихъ чертоговъ, потому что онѣ не имѣли въ себѣ той жизни, которая необходима для царскихъ чертоговъ. Лукавый и лѣнивый рабъ лишь не послушался своего Хозяина и не исполнилъ даннаго ему порученія и оказался вверженнымъ во тьму кромѣшную. Осужденные на Страшномъ Судѣ были обличены не въ какихъ-либо тяжкихъ преступленіяхъ, напримѣръ, въ убійствахъ, грабежахъ, прелюбодѣяніяхъ и проч., а въ дѣяніяхъ, ненаказуемыхъ по уголовнымъ кодексамъ, въ томъ, что они не проявили послушанія и любви къ Господу, не исполнили Евангельскихъ повелѣній и въ своей жизни не совершили во имя Господа подвиговъ любви. Если бы этихъ осужденныхъ судить по уголовнымъ законамъ, то въ ихъ дѣйствіяхъ трудно было бы усмотрѣть наказуемыя преступленія. Это отнюдь не означаетъ, что государственные законы гуманнѣе Евангельскихъ, а означаетъ, что Царство Божіе основано на иныхъ началахъ нежели человѣческое общежитіе.

   Въ основѣ Евангелія лежитъ – послушаніе волѣ Божіей и любовь, неразрывно связанныя между собою. "Не всякъ глаголяй Ми: Господи, Господи внидетъ въ Царствіе Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесѣхъ" (Мѳ. 7:21). "Якоже возлюби Мя Отецъ и Азъ возлюбихъ васъ: будите въ любви Моей. Аще заповѣди Моя соблюдете, пребудете въ любви Моей, якоже Азъ заповѣди Отца Моего соблюдохъ и пребываю въ Его любви" (Ін. 15:9-10).

   Въ связи съ этимъ подъ талантами, о которыхъ говорится въ притчѣ, должно разумѣть не деньги и не способности человѣческой души къ какой-либо дѣятельности, напримѣръ музыкѣ, пѣнію, рисованію и проч. и даже не добрыя дѣла, а, по истолкованію митрополита Антонія, подъ талантамъ должно понимать возможность и способность человѣка къ подвигамъ любви, добрыя настроенія его душы и, какъ ихъ выраженіе, добрыя дѣла. Владыка Антоній говоритъ: "Талантъ есть всякая возможность сотворить добро. Такія свойства, какъ доброта, ласковость, отзывчивость, это тѣ же таланты, и если ихъ не упражнять, они гаснутъ и уже нѣтъ тѣхъ порывовъ ласки и доброжелательности которые такъ радуютъ людей. Не зарылъ таланта, кто имѣетъ любовь и умѣетъ ее выражать". ("Мысли Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія, высказанныя въ проповѣдяхъ". 1935-6, стр. 32).

   По мысли Владыки Антонія добрыя дѣла сами потекутъ отъ тебя, если ты только имѣешь въ своей душѣ добрыя чувства и особенно любовь, и только лишь такія добрыя дѣла, какъ выраженіе любви, и цѣнны въ очахъ Божіихъ. Эти добрыя настроенія возрастаютъ и укрѣпляются въ нашей душѣ свободнымъ подвигомъ и при содѣйствіи благодати Божіей.

   Весьма интересно Апостольское чтеніе, положенное въ тотъ день, когда въ церкви читается притча о талантахъ. Въ своемъ предшествующемъ изложеніи Апостолъ Павелъ, указавъ на то, что Апостолы – посланники Христовы и что они зовутъ примириться съ Богомъ и сдѣлаться праведными передъ Нимъ, далѣе говоритъ: "Мы же какъ споспѣшники умоляемъ васъ, чтобы благодать Божія не тщетно была принята вами. Ибо сказано во время благопріятное Я услышалъ тебя и въ день спасенія помогъ тебѣ (Ис. 49:8). Вотъ теперь время благопріятное, вотъ теперь день спасенія" (2 Кор. 6:1-2). Это благопріятное время и есть наше жизненное поприще – время подвиговъ – послѣ того какъ мы черезъ Евангеліе познали Господа.

   На самомъ Апостолѣ Павлѣ видно, какъ въ изобиліи даны были ему такіе таланты и какъ во сто кратъ онъ преумножилъ ихъ подвигомъ своей пламенной жизни. "Мы... во всемъ являемъ себя, какъ служители Божіи, въ великомъ терпѣніи, въ бѣдствіяхъ, въ нуждахъ, въ тѣсныхъ обстоятельствахъ, подъ ударами, въ темницахъ, въ изгнаніяхъ, въ трудахъ, въ бдѣніяхъ, въ постахъ, въ чистотѣ, въ благоразуміи, въ великодушіи, въ бѣдности, въ Духѣ Святомъ, въ нелицемѣрной любви, въ словѣ истины, въ силѣ Божіей, съ оружіемъ правды въ правой и лѣвой рукѣ" (2 Кор. 6:4-7).

   Имѣя такіе таланты и пріумножая неустаннымъ подвигомъ своей жизни, Св. Апостолъ зажегъ огнь вѣры по всей землѣ и воспламенялъ отдѣльныя сердца. Вотъ плѣненная имъ въ невѣсты Христовы св. первомученица равноапостольная Ѳекла. Она, юная и прекрасная дѣвушка, была обрѣтена проповѣдью Апостола, какъ его дочь, и вмѣнила ни во что вся красная міра сего, которыя предстояли передъ ней. Она обнаружила величіе и красоту своей души въ своихъ сверхъ-естественныхъ подвигахъ, непоколебимо пронесла вѣрность Христу Богу черезъ всю свою жизнь и вѣнчалась вѣнцомъ первомученицы и равноапостольной. Такъ на одни таланты были пріобрѣтены другіе таланты. Его неумолкающая проповѣдь Вселенной черезъ его посланія звучитъ до конца жизни.

   Почему же развитіе дара любви и послушаніе волѣ Божіей являются первенствующими основами христіанства?

   Потому что цѣль христіанской жизни – достиженіе Царства Божія. Въ вѣчномъ же Царствѣ славы – въ противоположность нашей земной жизни, лежащей во злѣ, не будетъ никакой возможности для зла. Зло тамъ будетъ связано и лишь только будетъ мучиться въ безсильной и безисходной злобѣ. Тамъ въ дѣйствіи будетъ добро и любовь и въ то же время участники Царства Божія будутъ свободны по образу и подобію Божію. Въ сочетаніи любви и свободы и въ ихъ безпредѣльномъ развитіи и будетъ заключаться вѣчное влаженство. Начало такому духовному процессу, такому развитію должно быть положено на землѣ. Врожденный отъ Бога даръ любви человѣкъ своей свободной волей долженъ привести въ дѣйствіе, въ возрастаніе. Подобно тому, какъ одно время для посѣва и другое для жатвы, какъ нужно засѣвать весной или осенью, а жать лѣтомъ, подобно этому и участниками Царства Божія могутъ быть только тѣ, кто разовьетъ и укрѣпитъ въ себѣ даръ любви въ земной жизни. Кто же не потрудится надъ этимъ даромъ и зароетъ его въ землю, а вмѣсто него неизбѣжно возраститъ въ себѣ ненависть и зло, какъ лукавый и лѣнивый рабъ, и не проявитъ достаточнаго вниманія и заботливости о своей душѣ, какъ неразумныя дѣвы, – для того не будетъ мѣста въ Царствіи Божіемъ. Въ этомъ смыслъ всего Евангелія.

   Вотъ почему Господь заключаетъ Свою притчу о талантахъ предостерегающимъ всѣхъ насъ возгласомъ: Имѣяй уши слышати да слышитъ.

1955 г.