Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Епархиальная Библиотека
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки     Volunteers in Mission

English Version

Новый Храмъ св. Архистратига Михаила въ Бруклинѣ
Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)

 

   Русскій народъ проявилъ свою непревзойденную геніальность въ созданіи храмовъ Божіихъ. На зарѣ русской исторіи сначала Кіевская Русь, а затѣмъ и Московская, украсилась какъ бы сошедшими съ неба скиніями, въ которыхъ въ матеріи была передана небесная красота.

 

Вспомнимъ наши храмы, которые съ Х и ХІ вѣка просуществовали на Руси до ХХ вѣка, храмы князя Владиміра Святого и Ярослава Мудраго – Кіево-Печерская Лавра, Софійскій соборъ, Десятинная церковь въ Кіевѣ, Злато-Верхній соборъ Василія Великаго въ Овручѣ, затѣмъ Троице-Сергіева лавра, соборъ Василія Блаженнаго въ Москвѣ, церковь Воскресенія въ Ново-Іерусалимскомъ монастырѣ близъ Москвы и многое множество другихъ прекрасныхъ храмовъ, изображенія которыхъ теперь украшаютъ альбомы, созданные изслѣдователями русскаго церковнаго зодчества. Наряду съ этими дивными произведеніями непревзойденнаго искусства были и другіе малые и убогіе храмы, которые были дороги по историческимъ воспоминаніямъ съ ними связанными.

 

Переживаемое нами теперь время съ очевидностью показало, что все это не археологія и не одни лишь воспоминанія далекаго прошлаго, а бьющая ключемъ живая жизнь, въ которой заключается и разгадка нашихъ теперешнихъ бѣдствій и ключъ для нашего будущаго возрожденія. Доказательствомъ этому служать тѣ новые храмы, которые теперь въ разныхъ частяхъ міра создаются русскими людьми. Они также, какъ и въ древности являются или прекрасными произведеніями искусства, какъ напримѣръ новый храмъ Св. Троицкаго монастыря и строющійся Св. Владимірскій храмъ памятникъ 950-лѣтія крещенія Руси, или же быстро созданные изъ жестяныхъ коробокъ, бумаги и гвоздей маленькія церковки, скрѣпленныя слезами и выражающія переживанія, вѣру и надежды русскихъ людей. Такіе храмы создаются русскими людьми въ условіяхъ изгнанія и переселенія, когда они, лишенные своей Родины, принуждены скитаться по чужой землѣ. Такъ были созданы храмы во многихъ лагеряхъ Германіи, Австріи и Италіи и въ русскомъ палаточномъ городѣ на островѣ Тубабао, гдѣ основалась цѣлая епархія или благочиніе – нѣсколько храмовъ и каѳедральный соборъ. Одинъ изъ такихъ, дорогихъ для всѣхъ насъ храмовъ-памятниковъ русскаго разсѣянія, теперь перенесенъ въ Нью-Іоркъ и устроенъ въ Бруклинѣ. Это храмъ св. Архистратига Михаила, который 8/21 ноября праздновалъ свой первый храмовой праздникъ.

 

Праздникъ св. Архистратига Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ небесныхъ весьма дорогъ для вѣрующаго православнаго сердца. Этотъ праздникъ обновляетъ въ нашихъ сердцахъ , обычно привязанныхъ къ землѣ, сознаніе нашей внутренней связи съ горнимъ міромъ, съ нашими Ангелами – хранителями, служителями Божіей славы и руководителями нашего спасенія и духовнаго совершенствованія. Все Священное Писаніе Ветхаго и Новаго Завѣта полно указаній на служеніе Ангеловъ дѣлу нашего вхожденія въ неприступное для земныхъ царство вѣчной славы. Такъ, напримѣръ, повѣствуетъ объ этомъ пророкъ Даніилъ: "Въ двадцать четвертый день перваго мѣсяца былъ я на берегу большой рѣки, Тигра, и поднявъ глаза мои я увидѣлъ: вотъ одинъ мужъ, облеченный въ льняную одежду, и чресла его опоясаны золотомъ изъ Уфаза. Тѣло его, какъ топазъ, лице его, какъ видъ молніи, глаза его, какъ пламень огня, руки и ноги его по виду, какъ блестящая мѣдь, и звукъ рѣчей его, какъ голосъ множества людей" (Дан. 10:4-6).

 

Это и былъ начальникъ небесныхъ воинствъ Архистратигъ Михаилъ. Онъ былъ посланъ сообщать пророку о судьбѣ современныхъ ему царствъ и о конечныхъ судьбахъ всего міра. Все это было затѣмъ подтвержено съ большими подробностями въ Откровеніи Іоанна Богослова. У пророка же Даніила эти послѣднія судьбы описываются такъ: "Возстанетъ въ то время Михаилъ, великій покровитель, стоящій за сыновъ народа твоего; и наступитъ время тяжкое, какого не бывало съ тѣхъ поръ, какъ существуютъ люди, до сего времени; но спасутся въ это время изъ народа твоего всѣ, которые найдены будутъ записанными въ книгѣ. И многіе изъ спящихъ въ прахѣ земли побудятся, одни для жизни вѣчной, другіе на вѣчное поруганіе и посрамленіе. И просвѣщающіе многихъ другихъ будутъ сіять, какъ свѣтъ небесный и обратившіе многихъ къ правдѣ, какъ звѣзды во вѣки вѣковъ" (Дан. 12:1-3). О явленіяхъ Ангеловъ при послѣднихъ судьбахъ міра также подтвердилъ и Господь Іисусъ Христосъ. "Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою? Ибо, кто постыдится Меня и Моихъ словъ въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ, того постыдится и Сынъ Человѣческій, когда пріидетъ въ славѣ Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8:36-38). Въ другомъ случаѣ Господь сказалъ: "Во время жатвы Я скажу жнецамъ: соберите прежде плевены и свяжте ихъ въ связки, чтобы сжечь ихъ, а пшеницу уберите въ житницу Мою" (Мѳ. 13:30). Онъ же Самъ и объяснилъ эти слова: "жатва есть кончина вѣка, а жнецы суть Ангелы" (Мѳ. 13:39). "Посему какъ собираютъ плевены и огнемъ сжигаютъ: такъ будетъ при кончинѣ вѣка сего. Пошлетъ Сынъ Человѣческій Ангеловъ Своихъ и соберутъ изъ царства Его всѣ соблазны и дѣлающихъ беззаконіе; и ввергнутъ ихъ въ печь огненную; тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ. Тогда праведники возсіяютъ, какъ солнце въ царствѣ Отца ихъ. Кто имѣетъ уши слышати, да услышитъ" (Мѳ. 23:40-43).

 

Св. Церковь, въ жизни которой таиственно раскрываются всѣ судьбы міра, предваряя эту грядущую встрѣчу земли съ небомъ, и установила 8 ноября праздникъ св. Архистратига Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ небесныхъ. Праздникъ установленъ въ девятый мѣсяцъ (въ древности первымъ мѣсяцемъ считался мартъ) въ напоминаніе девяти чиновъ небесныхъ и въ восьмой день этого мѣсяца въ напоминаніе грядущаго восьмого дня, который не будетъ имѣть конца, будетъ имѣть утро, но не будетъ имѣть вечера – невечерній день. "Подавай намъ истѣе Тебѣ причащатися въ невечернемъ дни царствія Твоего", какъ поется въ Пасхальную ночь.

 

Все это мы вспоминали въ минувшее воскресенье, наканунѣ дня Архистратига Михаила, въ новомъ храмѣ въ Бруклинѣ, который усердіемъ священника о. Александра Склярова и его вѣрныхъ сотрудниковъ былъ въ самый короткій срокъ созданъ тамъ и является памятникомъ лагерной жизни въ Германіи. Тогда нашимъ соотечественникамъ приходилось тамъ переживать нѣкоторое подобіе преддверія Страшнаго суда, тогда у многихъ открывались духовныя очи и они чувствовали надъ собой покровительство Ангела-хранителя, избавляющаго ихъ отъ бѣдствіи и опастностей. Впослѣдствіи этотъ храмъ былъ благолѣпно устроенъ въ собственномъ удобномъ домѣ, передѣланномъ въ церковь.

 

Дай же Господи, чтобы эти возвышенныя чувства, которыя украшаютъ русскаго человѣка на всемъ протяженіи его многовѣковой исторіи, не угасли бы въ немъ здѣсь, въ странѣ свободы и матеріальнаго благополучія.

 

1949 г.