English
Version
Путешествіе въ Святую Землю
Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)
11/24
марта 1964 въ день памяти Святителя Софронія, Патріарха
Іерусалимскаго, съ благословенія нашего Первосвятителя Владыки
Анастасія, сопутстуемый благожеланіями своихъ друзей, я отбылъ въ
Святую Землю и прибылъ туда 18/31 марта въ день памяти Святителя
Кирилла Патріарха Іерусалимскаго. Святители Кириллъ – ближайшаго
времени послѣ Императора Константина Великаго, 4-го вѣка, – и
Софроній – временъ нашествія мусуьманъ, 7-го вѣка, – имѣли великое
значеніе въ жизни святого града и ихъ священная память служила для
меня добрымъ вдохновеніемъ въ пути.
Мой воздушный путь лежалъ черезъ Женеву и черезъ Римъ. Черезъ восемъ
часовъ послѣ своего отбытія изъ Нью-Іорка, я уже былъ въ Женевѣ,
которая теперь является центромъ Епархіальнаго Управленія
Западно-Европейской епархіи во главѣ съ епископомъ Женевскимъ и
Заподно-Европейскимъ Антоніемъ. Въ Женевѣ имѣется нашъ прекрасный
пятикупольный храмъ, который черезъ два года будетъ праздновать
столѣтіе своего существованія и является достопримѣчательностью и
украшеніемъ этого города международныхъ встрѣчъ и совѣщаній. Въ
этомъ храмѣ почиваетъ нашъ первый Женевскій епископъ Леонтій,
скончавшійся 8 лѣтъ тому назадъ въ расцвѣтѣ своихъ талантовъ и
дѣятельности. Съ любовью мы помолились у его гроба и затѣмъ, въ
теченіе цѣлаго дня имѣли бесѣды и совѣщанія съ гостепріемнымъ
хозяиномъ, Преосвященнымъ Антоніемъ, и его добрыми сотрудниками.
Перелетъ изъ Женевы въ Римъ занимаетъ лишь 1 часъ 20 минутъ. Мы
прибыли туда 13/26 марта послѣ трехъ часовъ дня. Въ нашей Св.
Николаевской церкви въ Римѣ въ настоящее время состоитъ настоятелемъ
переведенный два мѣсяца тому назадъ изъ Лондона, молодой
архимандритъ Амвросій (Погодинъ), ученый богословъ, авторъ книги
"Св. Маркъ Ефесскій", за которую ему присуждена Парижскимъ
Богословскимъ Институтомъ степень магистра богословія. Въ числѣ
прихожанъ нашей Церкви состоитъ Высочайшія особы, князь Романъ
Петровичъ и герцогъ С.Г. Лейхтенбергскій – князь Романовскій, многіе
представители русскихъ знатныхъ родовъ, замѣчательная церковная
дѣятельница М.Н. Аббинати, вдова итальянскаго комерсанта и строителя
и др. лица. Этотъ приходъ подъ долголѣтнимъ руководствомъ своего
маститаго, нынѣ заштатнаго настоятеля архимандрита о. Симеона и
церковнаго старосты И.Н. Дена, отличается дружной жизнью. Приходъ
такъ полюбилъ своего новаго настоятеля, оцѣнилъ его дарованія и
окружилъ своими заботами и вниманіемъ. Я имѣлъ честь торжественно
вручить достопочтенному архимандриту Симеону Грамоту Архіерейскаго
Синода за его почти 50-лѣтнее пастырское служеніе въ Римѣ.
Благодатная церковная жизнь даетъ возможность общенія съ людьми, и
уже черезъ нѣсколько часовъ послѣ знакомства съ ними чувствуешь
себя, какъ съ самыми близкими людьми.
Римъ, имѣющій наименованіе "вѣчнаго града", являясь колыбелью
міровой культуры, и въ настоящее время хранитъ въ себѣ
многочисленныя историческія цѣнности, которыя могутъ быть раздѣлены
на три категоріи. Первая и главная изъ нихъ – драгоцѣннѣйшія
древнѣйшія православныя христіанскія святыни – св. мощи угодниковъ
Божіихъ, почивающихъ въ Римѣ. Къ числу ихъ относятся мощи свв.
апостоловъ Петра, Павла, Симона и Іуды, св. Іоанна Златоустаго, св.
Григорія Двоеслова, преп. Алексія человѣка Божія, св. Вонифатія и
частицы мощей многихъ другихъ святыхъ угодниковъ Божіихъ. Всѣ эти
св. мощи пребываютъ въ католическихъ храмахъ подъ спудомъ, въ землѣ
и православному богомольцу приходится органичиваться лишь
молчаливымъ поклоненіемъ этимъ дорогимъ для православнаго сердца
святынямъ.
Второй достопримѣчательностью Рима являются католическіе храмы,
которыхъ въ Римѣ считается около тысячи. Во главѣ ихъ конечно,
стоитъ соборъ св. Апостола Петра, основанный Императоромъ
Константиномъ Великимъ – самый большой храмъ во всемъ мірѣ. Такимъ
же знаменитымъ является соборъ Ап. Павла, также основанный
Императоромъ Константиномъ и многія другія церкви, къ числу коихъ
необходимо отнести, —церковь св. Алексія человѣка Божія, гдѣ, также
подъ спудомъ, почиваютъ его св. мощи. Во множествѣ этихъ храмовъ
хранятся различныя священныя реликвіи, съ которыми связяны различныя
православныя и католическія преданія. За свое краткое пребываніе въ
Римѣ, я имѣлъ возможность поклониться этимъ православнымъ святынямъ,
какъ подобаетъ православному архіерею.
Къ третьей категоріи Римскихъ достопримѣчательностей, исторической
и, отчасти, религіозной цѣнности, слѣдуетъ отчести – древнія
сооруженія или остатки ихъ такіе, какъ катакомбы, колизей и
различныя археологическія раскопы эпохи римскихъ языческихъ
императоровъ и еще болѣе ранняго времени. Изъ этихъ
достопримѣчательностей наиболѣе важна для насъ – Мамертинская
темница, гдѣ были заключены свв. Апостолы Петръ и Павелъ и многіе
христіанскіе мученики первыхъ гоненій. Сюда же нужно отнести и
церковь на фонтанахъ, на мѣстѣ, гдѣ была усѣчена глава св. Апостола
Павла.
Для того, чтобы основательно ознакомиться съ религіозными и
историческими достопримѣчательностями Рима нужны не два-три дня, а
мѣсяцы и годы. Между тѣмъ, нашъ путь лежалъ въ Св. Землю.
Современное быстрое воздушное сообщеніе мгновенно мѣняетъ внѣшнія
впечатлѣнія: ‒ Бейрутъ, который лежитъ на пути изъ Рима въ Св.
Землю, уже чисто восточный городъ, но смѣшанный съ быстро растущими
современными зданіями. Въ этомъ большомъ городѣ имѣется нашъ приходъ
во главѣ съ архимандритомъ Аѳанасіемъ, который со своими
сотрудниками любезно встрѣтилъ меня на аэродромѣ и привезъ въ свой
храмъ, гдѣ совершена была молитва, послѣ которой меня принимали въ
помѣщеніи при храмѣ.
На другой день утромъ былъ послѣдный этапъ моего пути, – святой
градъ Іерусалимъ. Около девяти часовъ утра четырехмоторный
аеропланъ, въ которомъ кромѣ меня были туристы-богомольцы изъ
разныхъ странъ Европы, снизилися на аэродромъ у предградія
Іерусалима.
Единственный городъ въ мірѣ, имѣющій наименованіе – святый, "Святый
градъ Іерусалимъ", является древнѣйшимъ городомъ міра. Если Римъ
можетъ считаться колыбелью человѣческой цивилизаціи, то "святый
градъ Іерусалимъ" несомнѣнно является колыбелью всего святого на
землѣ. По преданію Іерусалимъ былъ основанъ въ 2107 году до
Рождества Христова, на томъ мѣстѣ, гдѣ таинственный ветхозавѣтный
царь и священникъ Бога Вышняго – Мелхиседекъ встрѣтилъ съ хлѣбомъ и
виномъ патріарха Авраама, возвращавшагося съ побѣдоносной
ходоллогоморской битвы и первоначально былъ названъ Салимомъ, что
значитъ миръ. По преданію царь Мелхиседекъ сюда же пренесъ тѣло
праотца Адама и похоронилъ его на Голгоѳѣ, на томъ мѣстѣ, гдѣ былъ
впослѣдствіи водруженъ животворящій крестъ Господа Іисуса Христа.
Впослѣдствіи Іевусеи, взявъ въ свою власть городъ Салимъ, построили
крѣпость на горѣ Сіонъ, которую назвали по имени своего предка
Іевусомъ, а весь вообще городъ, расположенный еще въ двухъ горахъ
Моріи и Акрѣ, былъ названъ Іерусалимъ, что означаетъ "мѣсто наслѣдія
мира".
Святой Землей эту благодатную страну впервые назвалъ пророкъ
Захарія. Пророчествуя о пришествіи Христа Спасителя, пророкъ
говоритъ: "тогда Господь возметъ Свой удѣлъ на Святой Землѣ и снова
изберетъ Іерусалимъ" (2:12). Съ того древняго времени это
наименованіе сохранилось и по сей день.
Іерусалимъ помѣщается на широкомъ каменистомъ бѣдномъ водою
плоскогорьѣ, окруженномъ глубокими оврагами, въ свою очередь
огранизованными высокими холмами. Оврагъ, окружающій съ востока,
отдѣляетъ городъ отъ Масличной и Елеонской горы. На одномъ изъ
Іерусалимскихъ холмовъ – Моріа, по преданію, Авраамъ приносилъ въ
жертву Богу своего сына Исаака. Здѣсь же былъ сооруженъ грандіозный
Зоровавелемъ, перестроенный Иродомъ и разрушенный Титомъ. Въ
настоящее время размѣры этого храма обозначены и поражаютъ своей
невѣроятной грандіозностью.
Вообще же, здѣсь каждый кусочекъ земли это – безграничныя
историческія воспоминанія и преданія, связанныя съ ветхозавѣтной и
новозавѣтной исторіей. Замѣчательно при этомъ, что археологически
изслѣдованія и раскопи, которыя эдѣсь постоянно производятся, все
болѣе и болѣе подтверждаютъ то, что изложено вообще въ Библіи и въ
частности въ Св. Евангеліи. Кажется не было ни одного случая, чтобы
какое-либо археологическое открытіе стало бы въ противорѣчіе съ
библейскимъ изложеніемъ или съ греческими преданіями, постоянно
подтверждаемыми новѣйшими археологическими открытіями, напримѣръ,
недавно Американскій Археологическій Институтъ произвелъ раскопки на
Гаваонѣ, вблизи Іерусалима, которыя точно подтвердили библейское
повѣствованіе о битвѣ Іисуса Навина.
Въ настоящее время Іерусалимъ рѣзко раздѣленъ на двѣ части – меньшую
по размѣру, но величайшую по находящимся въ немъ святынямъ, – старый
городъ, находящійся въ предѣлахъ Іорданскаго государства съ
населеніемъ свыше 150 тысячъ человѣкъ и новый городъ съ населеніемъ
свыше 250 тысячъ человѣкъ, находящійся въ предѣлахъ Израилскаго
государства. Всѣ главнѣйшія святыни находятся въ старомъ городѣ.
Вотъ въ этотъ святый градъ я и удостоился вступить, сопровождаемый
встрѣтившимъ меня на аэродромѣ начальникомъ нашей Духовной Миссіи въ
Іерусалимѣ, архимандритомъ о. Димитріемъ во вторникъ утромъ 18/31
марта 1964 года въ день памяти Святителя Кирилла, Патріарха
Іерусалимскаго.
Святыни Іерусалима многократно описаны въ различныхъ изданіяхъ на
многихъ языкахъ, въ томъ числѣ и на русскомъ. Однако, эти великія
святыни даютъ столь обильное назиданіе для каждой христіанской души,
что хотя бы краткое описаніе впечетлѣній отъ личнаго соприкосновенія
съ ними можетъ представить интересъ для читателей. Мы будемъ
говорить преимущественно о тѣхъ святыняхъ, которыя находятся въ
вѣдѣніи православныхъ – Іерусалимской Греческой Патріархіи и нашей
Духовной Миссіи. Главная святыня Іерусалима это храмъ Гроба Господня
въ предѣлахъ котораго находятся Камень Помазанія, Голгоѳа, Гробъ
Господень и другія святыни, связанныя съ крестной смертью Господа
Іисуса Христа. Хотя главное попеченіе объ зтомъ храмѣ лежитъ на
Іерусалимской Православной Греческой Патріархіи, но тамъ имѣются
части храма находящіяся въ вѣдѣніи католиковъ, армянъ, ассирійцевъ и
коптовъ, храмъ же, какъ зданіе, находится въ вѣдѣніи мусульманъ. Объ
этихъ святыняхъ мы и продолжимъ наше повѣствованіе.