Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Епархиальная Библиотека
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки     Volunteers in Mission

English Version

Осенніе Праздники
Архіепископъ Никонъ (Рклицкій)

 

   Неустанно движется кругъ временъ. Все смѣняется и все проходитъ. Ушли отъ насъ душные жаркіе дни, когда раскаленные камни большого города томили его насельниковъ. Наступила тихая осень. Осень золотистая и грустная. Сквозь прохладный воздухъ съ трудомъ пробиваются послѣдніе теплые лучи. Наслаждаясь ими, рѣютъ въ воздухѣ стаи птицъ. Въ этихъ дняхъ содержится таинственная печаль объ умирающей жизни и далекое предчувствіе грядущаго воскресенія. Но еще болѣе прекрасны, чѣмъ умирающая природа, православные осенніе праздники. Вотъ съ тиши Св. Троицкаго монастыря и Вознесенскаго собора мы отпраздновали Успеніе Божіей Матери, день преп. Іова Почаевскаго, на другой день послѣ него великій праздникъ Усѣкновенія главы Іоанна Предтечи, затѣмъ память благовѣрнаго Александра Невскаго (храмовой праздникъ Лейквудской церкви).

 

Когда-то, незадолго передъ первой войны, въ два праздника: преп. Іова Почаевскаго и Усѣкновенія главы Іоанна Предтечи, въ Почаевской Лаврѣ стали собираться тысячи и даже десятки тысячъ богомольцевъ. Тогдашній Архіепископъ Антоній Волынскій, впослѣдствіи основатель Русской Зарубежной Церкви, сталъ привлекать народъ въ эти дни въ Почаевскую Лавру. И праздники эти пришлись по сердцу народу. Закончивъ трудное лѣто, собравъ урожаи съ полей, огородовъ и садовъ, православные жители Западнаго края, тѣснимые тамъ иновѣрцами, съ усердіемъ шли къ Почаевской Божіей Матери и къ преп. Іову Почаевскому въ его грандіозный Успенскій храмъ, построенный гр. Потоцкимъ на самой вершинѣ горы и названный Императоромъ Николаемъ І "дерзкой постройкой". Храмъ этотъ вмѣщалъ свыше 5 тысячъ и оказывалось, что въ эти дни онъ не могъ вмѣстить всѣхъ богомольцевъ. Въ одинъ изъ послѣднихъ годовъ народу собралось такъ много, что чугунныя перила масивной каменной лѣстницы не выдержали и народъ сваливался, но къ счастью не на лѣвую сторону, гдѣ былъ оврагъ, а на правую и только нѣкоторые изъ упавшихъ получили ушибы и вывихи. Послѣдствіемъ этой непріятности было то, что щедрый хозяинъ Архіепископъ Антоній выдалъ пострадавшимъ по 100-150 рублей, на которые кто купилъ себѣ лошадей, а кто подправилъ хозяйство. Ушибы же зажили сами собой.

 

Такъ было когда-то на широкихъ просторахъ Россіи. Здѣсь же теперь мы праздновали день Усѣкновенія въ г. Нью Іоркъ въ св. Отеческой церкви (600 Вестъ 153 ул.). Эта церковь находиться въ живописномъ мѣстѣ Нью-Іорка: на склонѣ горы, между старымъ кладбищемъ и широкой и многоводной рѣкой Гудзономъ. Цекровь эта очень дорога для Соборной епархіи. Она была первой, основанной покойнымъ Архіепископомъ Аполлинаріемъ. Хотя она помѣщается въ подвалѣ большого дома, но она оцерковлена, намолена и благолѣпно украшена св. иконами, очень располагаетъ къ молитвѣ и привлекаетъ къ себѣ нашихъ богомольцевъ[1]. За нашимъ богослуженіемъ пѣлъ мужской хоръ жаровцевъ подъ искуснымъ управленіемъ долголѣтняго регента этого храма А. Красноумовымъ, съ только что прибывшимъ изъ Венесуэлы свящ. о. Сергіемъ Каргаемъ и съ молодымъ іеродіакономъ о. Антоніемъ, недавно перенесшимъ сложную операцію въ госпиталѣ Св. Луки и еще сохраняющимъ слѣды своей болѣзни. Кстати сказать тамъ, въ госпиталѣ, американскіе врачи, и въ томъ числѣ нашъ соотечественникъ д-ръ Б.Н. Петровъ и персоналъ госпиталя, окружили его любовію и вниманіемъ и заботились о нашемъ юномъ инокѣ, какъ о родомъ для нихъ человѣкѣ. Да вознаградитъ ихъ за это Господь[2]. Среди нашихъ богомольцевъ, кромѣ здѣшнихъ старыхъ прихожанъ, было много новыхъ Ди-Пи, недавно   прибывшихъ изъ Европы и научившихся тамъ хорошо молиться и нетяготящихся длинной службой.

 

Праздникъ Усѣкновенія главы св. Іоанна Предтечи является однимъ изъ 15 нашихъ великихъ праздниковъ. (7 праздниковъ Господскихъ, 1 – Стрѣтеніе – Господско-Богородичный, 4 Богородичныхъ, 2 Іоанна Предтечи – Рождество и Усѣкновеніе и 1 Апостольскій – Петра и Павла). Эти 15 праздниковъ являются какъ бы спутниками, окружающе наше Солнце – праздниковъ праздникъ, торжество из торжествъ, Пасху Господню, веселіе вѣчное, побѣду надъ смертью.

 

Особенностью праздника Усѣкновенія является то, что онъ утверждаетъ истину, какъ непреложную и незыблимую основу Христовой Церкви.

 

Двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ было во дворцѣ Ирода, уже покореннаго римскими завоевателями, но сохранившаго свою надменность и гордость, —пиръ. Иродъ празднуетъ день своего рожденія. Его гости знатные сановники его поблекшаго царства: тысяченачальники и князья. Пиръ приближается къ концу. Иродъ и его гости уже опьянѣли. И вотъ появляется "плясавица", юная дочь Иродіады, незаконной жены Ирода. Искусныя танцы вызываютъ общій восторгъ пьяной толпы. Иродъ, рисуясь передъ своими подчиненными своимъ мнимымъ могуществомъ, обѣщаетъ танцовщицѣ все, что она ни попроситъ у него "даже до полъ царства". Этого онъ, конечно, не могъ исполнить при наличности римскихъ завоевателей. Плясавица бросается къ матери за совѣтомъ и Иродіада рѣшаетъ свести свои счеты съ великимъ пророкомъ, томящимся изъ-за нея въ подвалахъ Иродова дворца. Не разъ уже Иродіада просила Ирода, чтобы онъ убилъ Іоанна за то, что онъ говорилъ Ироду о ней: "не должно тебѣ имѣть жену брата твоего" (Мк. 6:18). Иродъ и самъ подумывалъ объ этомъ убійствѣ, но когда былъ трезвый, не рѣшался не него, такъ какъ "боялся народа потому что его почитали за пророка" (Мѳ. 14:5). Онъ и самъ трепеталъ передъ своимъ узникомъ: "Иродъ боялся Іоанна, зная, что онъ мужъ праведный и святый, и берегъ его; многое дѣлалъ слушаясь его, и съ удоволствіемъ слушалъ его" (Мк. 6:20).

 

Теперь онъ былъ опьяненъ страстями, надменный и гордый. Услышавъ это безумное желаніе, онъ какъ будто бы на мгновеніе отрезвѣлъ. — "Царь опечалился; но ради клятвы и возложавшихъ съ нимъ, не захотѣлъ отказать ей". (Мк. 6:26). "Лучше бы не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче, говоритъ Св. Церковь. Аще же и клялся еси, но не о добрѣ клялся: лучше бы солгавшу жизнь получити, нежели истиновавшу главу Предтечеву усѣкнути". Иродъ исполнилъ свою клятву. Глава "величайшаго изъ рожденныхъ женами", "древнихъ ходатая и новыхъ Евангельскихъ проповѣдній Предтечи", какъ именуетъ его св. Церковь, была отсѣчена. Онъ пріялъ свою кончину, едва имѣя 30 лѣтъ отъ роду, въ расцвѣтѣ своей славы, имѣя величайшій авторитетъ среди своихъ соотечественниковъ. Но правильно ли поступилъ великій пророкъ съ точки зрѣнія житейской мудрости? Стоило ли ему вмѣшиваться въ личную жизнь Ирода? Не лучше ли ему было присоединиться къ проповѣднической дѣятельности Христа и поддержать эту дѣятельность своимъ авторитетомъ? Можетъ быть даже ему слѣдовала сдѣлать уступку Иродіадѣ и, пользуясь своимъ вліяніемъ на Ирода, снискать его благословеніе? Вѣдь онъ былъ убитъ не за Евангельскую проповѣдь и не за свидѣтельство о Мессіи, а за обстоятельство постороннее, не имѣвшее прямого касательства къ Евангельской проповѣди. Подобные коварные вопросы несомнѣнно были бы поставлены теперь всякому подражателю великаго пророка.

 

Кончина за истину Іоанна Крестителя ясно выражаетъ характеръ новаго ученія, предтечей котораго былъ великій пророкъ. Іоаннъ засвидѣтельствовалъ міру, что Іисусъ Христосъ есть дѣйствительно обѣщанный Мессія, Сынъ Божій, вземлющій грѣхи міра. И спасаемое человѣчество приняло свидѣтельство Іоанна за истину потому, что онъ былъ во всей своей жизни носитель истины. Тотъ, кто служеніе истинѣ запечатлѣлъ своей жизнью, тотъ не могъ ошибиться, свидѣтельствуя о Мессіи. Кто былъ вѣренъ въ маломъ, тотъ тѣмъ болѣе будетъ вѣренъ въ великомъ. Великій пророкъ не могъ дѣлать никакихъ уступковъ, никакихъ компромиссовъ. Разъ жизнь столкнула его съ такими обстоятельствами, при которыхъ онъ долженъ былъ засвидѣтельствовать объ истинѣ, онъ и сдѣлалъ это безъ всякихъ колебаній. Въ его умѣ и сердцѣ не могло зародиться мысли о возможности какого-либо компромисса. Въ этомъ и обнаружилось его истинное величіе. И этотъ законъ остается закономъ христіанства на всѣ времена. Въ основу церковной жизни не можетъ быть сознательно положены ложь и лукавство. Церковный корабль долженъ идти прямымъ путемъ истины. Не можетъ этотъ корабль идти, какъ недавно выразился одинъ извѣстный духовный писатель, "покачиваясь въ ту и другую сторону"... Тамъ гдѣ такое качаніе, тамъ уже отступленіе отъ Христовой Церкви, тамъ уже невозможно, какъ выражается этотъ же писатель: "нести вѣрныя Господу души человѣческія къ вѣчнымъ берегамъ". Вотъ почему намъ такъ дорогъ великій праздникъ Усѣкновенія главы св. Пророка Іоанна Предтечи. Въ немъ утверждается ясный и незыблемый путь Христовой Церкви – этотъ путь, путь истины.



[1] Въ 1961 году на той же улицѣ въ Нью-Іоркѣ построенъ благолѣпный храмъ въ русскомъ древнемъ стилѣ.

[2] О. Антоній состоитъ съ 1968 года Начальникомъ Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ въ санѣ архимандрита.