English
Version
Биография
Митрополита Филарета (Вознесенского)
Владыка
митрополит Филарет, в миру Георгий
Николаевич Вознесенский, родился в
Курске 22 марта 1903 г. Мать его, Лидия
Васильевна, скончалась когда юноше
было 18 лет, а отец, впоследствии
принявший монашество с именем
Димитрия, был архиепископом и в 1947 г.
был репатриирован в СССР, где и
скончался.
Семья
владыки митрополита в 1909 г. переехала
в Благовещенск – на Амуре, где он в 1920
г. окончил восьмиклассную гимназию.
Переехав с семьей в Харбин, он
поступил в русско-китайский
политехнический институт и закончил
его со званием инженера-электромеханика
в 1927 г. В 1931 г. он окончил Пастырско-богословские
курсы, переименованные затем как
Богословский факультет, при институте
св. князя Владимира. На нем он потом
был преподавателем Нового Завета,
Пастырского Богословия и Гомилетики.
Рукоположенный в 1930 г. в сан диакона,
он в 1931 г. был пострижен в монашество с
именем Филарета и в том же году
рукоположен в иеромонаха. В 1933 г.
владыка Филарет был возведен в сан
игумена, а в 1937 г. – в сан архимандрита.
Один
из коллег Владыки по институту
вспоминает: "Большая церковная и
пастырско-проповедническая
деятельность была проведена о.
архимандритом Филаретом. Молящиеся
стремились в тот храм, где он служил.
Его любили все слои православного
населения Харбина. Имя архимандрита
Филарета было широко известно и за
пределами Харбинской епархии. Он был
добрым, доступным для всех, кто к нему
обращался. А обращавшихся к нему было
очень много. Идя к нему, знали, что
получат правильный совет, будут иметь
утешение и помощь. О. архимандрит
Филарет был весьма строг к себе; он был
известен как истинный аскет. А какой
редкой памятью обладал наш добрый,
сердечный владыка. При встрече с ним,
он выявлял большой интерес ко всем
сторонам нашей жизни; ему не нужно
было напоминать о своих нуждах или
затруднениях, он уже сам развивал с
вами тему разговора, давал готовые
ответы".
Когда
советские войска заняли Маньчжурию,
архимандрит Филарет решительно
отказался принять советский паспорт.
Когда к нему явился газетный репортер
для интервью, спрашивая, как он
смотрит на "мудрый шаг советского
правительства, предложившего
русскому населению Харбина снова
стать гражданами своей родины", то
услышал следующий смелый ответ: "Я
не считаю возможным принять и не приму
советского подданства до той поры,
пока не удостоверюсь фактически и
несомненно, на 100%, в том, что
преследование религии,
антирелигиозная пропаганда и травля
служителей Церкви совершенно
прекращены, и Церковь, которая не "отделена",
а изгнана из государства, снова заняла
в нем подобающее ей положение".
Архимандрит Филарет так до конца
своего пребывания в Китае и не принял
советского гражданства, несмотря на
всю связанную с такой позицией
опасностью. В другой раз архимандрит
Филарет подвергался некоторым
прещениям за свою смелость.
Ознакомившись с церковной печатью, в
которой в числе гениев-благодетелей
рода человеческого значился Ленин,
архимандрит Филарет выразил свое
возмущение в проповеди, получившей
широкую известность.
Бесстрашное
обличение богоборцев коммунистов
привело их в особую ярость, и они
решили живым сжечь архимандрита
Филарета, поджегши его келью. Но
Господь сохранил Своего избранника:
хотя и с сильными ожогами, но он вышел
живым из огненной ловушки.
Всячески
ограждая свою паству, он, по его
выражению, "никогда не осквернил
свои уста и свою молитву – молитвой за
антихристовых слуг", несмотря на
неоднократные угрозы. Вместе с тем, в
течение ряда лет архимандрит Филарет
разными путями сносился с главой
Русской Зарубежной Церкви,
митрополитом Анастасием, пренебрегая
опасностью, с которой это было связано.
Архиерейский
Синод долго и упорно хлопотал о том,
чтобы получить для него выездную визу,
и, судя по имеющейся переписке в
архиве, почти каждая епархия
Зарубежной Церкви надеялась получить
его для себя. Только к 1962 г.
Архиерейскому Синоду удалось
добиться приезда архимандрита
Филарета в Гонконг, откуда он довольно
быстро переехал в Брисбен. В Австралии
собралась значительная часть бывших
прихожан о. Филарета, и очень скоро по
его прибытии туда, за многочисленными
подписями, было подано в Синод
прошение о назначении архимандрита
Филарета епископом в этот город.
Ходатайство это было охотно
поддержано болевшим уже тогда
архиепископом Саввой, и в 1963 г.
архимандрит Филарет, к радости своих
бывших пасомых, стал епископом
Брисбенским.
На
Соборе 1964 г., на котором митрополит
Анастасий ушел на покой,
Первоиерархом был избран приехавший
вместо своего правящего архиерея,
архиепископа Саввы, его викарий,
епископ Филарет. Собор судил ему быть
новым Первоиерархом Зарубежной
Церкви, и это бремя он нес в течение 21
года.
Как
раз почти посередине этого времени
первосвятительства был созван третий
Всезарубежный Собор. Особенно
запомнятся нашим верующим четыре
прославления угодников Божиих, бывшие
в это двадцатилетие: святого
праведного Иоанна Кронштадтского,
преподобного Германа Аляскинского,
святой блаженной Ксении
Петербургской и святых Новомучеников
и Исповедников Российских.
Неоднократно
наш Первоиерарх обращался с
вразумляющими посланиями к главам
других церквей, и к его голосу
прислушивались некоторые из иерархов.
Владыка митрополит был замечательным
проповедником. Глубокая вера,
пламенная молитва, доброта и
благожелательность, забота о том,
чтобы не нарушался духовный мир и
непоколебимое стояние в исповедании
Истины – вот характерные черты нашего
Первоиерарха владыки митрополита
Филарета.
Владыка
преставился ко Господу 21 ноября 1985
года, в день Архистратига Божия
Михаила. Его убеждения выразились в
его предсмертном завете.
Опубликованное Духовное Завещание
митрополита гласило:
Держи,
что имеешь! (Апок. 3:11).
Эти
слова, взятыя из священной книги
Апокалипсис (Откровение), в наше
время, в наши многоскорбные, лукавые,
соблазнами исполненные дни, имеют
особое важное значение. Они
напоминают нам о том драгоценном
духовном богатстве, которым обладаем
мы, чада Православной Церкви.
Да,
мы богаты. И это духовное богатство
есть то, что имеет Святая Церковь и
которое принадлежит всем верным
чадам Ее. Учение веры – нашей
чудесной, спасающей православной
веры, многочисленные живые примеры
жизни людей, живших по вере, по тем
высоким началам и правилам, которыя
предлагает нам Церковь, и достигших
той духовной чистоты и высоты,
которая именуется святостию; красота
и великолепие нашего православнаго
богослужения и живое соучастие в нем
через веру и молитву; полнота
благодатной духовной жизни, открытой
всем и каждому, и как венец всего,
единение чад Церкви в той любви, о
которой сказал Спаситель: "потому
узнают люди, что вы – Мои ученики,
если будете иметь любовь между собою"
(Ин. 13:35).
Митрополит
Филарет.
В
1998 году было решено перенести останки
почившего Первоиерарха с крипты
кладбищенского Успенского храма в
новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого
собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября
вскрыли гробницу, то тело святителя
оказалось нетленным – были светлого
цвета; полностью сохранились кожа,
борода и волосы. Облачение владыки,
Евангелие, грамота с разрешительной
молитвой, крест и воздух, покрывавший
лицо усопшего, были в совершенной
сохранности. Даже белая ткань, которой
было покрыто тело сверху, сохранила
ослепительную белизну. Металлические
же застежки находившегося в гробу
Евангелия рассыпались в прах при
прикосновении.
После
Божественной литургии 21 ноября,
архиепископ Лавр призвал собравшихся
молиться об упокоении души почившего
Первоиерарха до тех пор, пока не будет
указана воля Божия относительно
почитания его в лике святых... После
Литургии была совершена панихида, а
затем гроб с митрополита Филарета
крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого
собора и внесли в усыпальницу на
приготовленное место.