English
Version
"Кто
будетъ
вѣровать
и
крестится,
тотъ
спасется"
Митр.
Филаретъ
(Вознесенскiй)
Только что
въ
порядкѣ
евангельскихъ
воскресныхъ
чтеній
за
всенощными,
мы
съ
вами
слышали
очередное
чтеніе
по
евангелисту
Марку.
Это
первая
часть
послѣдней
главы
его
Евангелія.
Во
второй
части
ея
есть
слова,
на
которыя
я
хочу
обратить
ваше
вниманіе.
Тамъ
говоритъ
Господь
апостоламъ: "Иже
вѣру
иметъ
и
крестится
спасенъ
будетъ,
а
иже
не
иметъ
вѣры
‒
осужденъ
будетъ".
Часто среди
вѣрующихъ
людей
появляются
вопросы
и
недоумѣнія:
а
что
будетъ
съ
людьми,
которые
не
крестились
и
не
стали
христіанами,
но
не
потому
что
они
отказались
принять
христіанскую
вѣру,
а
потому что
просто
съ
проповѣдью
христіанства
не
встрѣчались
никогда.
Святитель
Ѳеофанъ Затворникъ,
когда-то
на
одинъ
изъ
подобныхъ
вопросовъ,
отвѣтилъ: "Помни,
что
есть
тайны,
которыя
не
открыты
намъ".
Въ
этомъ
мѣстѣ
Евангелія
прямо
указывается,
что
"кто
вѣру
иметъ
и
крестится",
т.е.,
твердо
станетъ
на
христіанскій
путь
‒
спасется
‒ "спасенъ
будетъ",
а "иже
не
иметъ
вѣры
осужденъ
будетъ".
Это,
конечно,
говорится,
кто
встрѣтился
съ
проповѣдью
христіанской
вѣры
и,
вмѣсто
того,
чтобы
принять
ее
и
сдѣлаться
христіаниномъ,
отвернулся
отъ
нея,
а
можетъ быть
даже
сдѣлался
врагомъ
ея,
вотъ
такому
грозитъ
осужденіе,
какъ
прямо
указалъ
Господь.
Что
касается
тѣхъ,
кто
не
подходитъ
ни
подъ
одну,
ни
подъ
другую,
категорію,
то
епископъ
Ѳеофанъ
Затворникъ
говоритъ: "Почему
ты
такъ
безпокоишься
объ
этихъ
людяхъ,
которые
умерли
вотъ
такъ,
не
опредѣливши
своего
отношенія
къ
евангельской
проповѣди?
Помни,
что
у
насъ
есть
Господь
Спаситель,
о
Которомъ сказалъ
апостолъ
Павелъ,
что
Онъ
Спаситель
Всѣхъ
Человѣковъ,
наипаче
же
вѣрныхъ",
т.е.
Тотъ,
Кто
пришелъ
спасти
весь
человѣческій
родъ.
Постольку
поскольку
судьбы
всего
человѣчества
и
судьба
каждаго
человѣка
рѣшаются
тѣмъ,
что
скажетъ
о
ней
Спаситель
міра,
то
безпокойство
наше
напрасно:
Господь,
во-первыхъ,
высочайше
правосуденъ,
а,
во-вторыхъ,
безконечно
милосердъ!
Каждую
человѣческую
душу
Онъ
ищетъ
спасти,
а
не
погубить;
это
и
ко
грѣшникамъ
относится,
‒
когда грѣшникъ
идетъ
путемъ
грѣха,
‒
Господь не
перестаетъ
его
вразумлять,
посылая
ему
и
встрѣчи
хорошія,
полезныя
для
души,
чтобы
могла
его
душа
опомниться
и
принять
истину
вѣры.
Такъ
или
иначе,
повторяю,
Господь
ищетъ
того,
чтобы
спасти
каждую
человѣческую
душу.
Для
этого
Онъ
и
пришелъ.
Когда-то
одному
изъ
Своихъ
вѣрныхъ
служителей,
Господь
сказалъ: "Я
пришелъ спасти
родъ
человѣческій
и
принесъ
ему
спасеніе,
но
если
бы
того,
что
Я
сдѣлалъ
оказалось
бы
недостаточно
для
одного
только
человѣка,
Я
снова сошелъ
бы
на
землю
и
снова
совершилъ
бы
Свой
кровавый
страшный
крестный
Подвигъ,
лишь
бы
только
спасти
и
эту
душу,
которая
такъ
дорога
Мнѣ".
Нужно помнить,
что
человѣкъ
есть
любимое
твореніе
Божіе.
Господь
украсилъ
его
Своимъ
образомъ
и
подобіемъ,
а
когда человѣкъ
оказался
на
путяхъ
грѣха,
то
Онъ
Самъ
на
землю
пришелъ,
чтобы
искупить
его
и
спасти.
Поэтому
мы
можемъ
быть
спокойны
въ
томъ
отношеніи,
что
Господь
нашъ
неправосуднаго
или
жестокаго,
если
хотите,
приговора
ни
надъ
какой
душой
никогда
не
произнесетъ.
Только
если
человѣкъ
упорно
отказывается
отъ
истины
Его,
упорно
грѣшитъ,
не
желаетъ
оставить
грѣхъ,
и
до
конца
пребудетъ
такимъ,
то
онъ
самъ
виноватъ
въ
погибели
своей.
Это
подобно
тому,
какъ
человѣкъ
будетъ
умирать
отъ
жажды,
предъ
нимъ
поставятъ
сосудъ,
онъ
отъ
него
отвернется,
а
потомъ будетъ
кричать,
что
онъ
отъ
жажды
умираетъ
‒
самъ
отвернулся!
Такъ
и
тутъ,
если
только
человѣкъ
не
убьетъ
себя
духовно
до
конца
и
останется
хоть
немножко
способнымъ
воспринять
свѣтъ
истины,
ужъ
такая
душа
не
погибнетъ.
Какъ
говорилъ
одинъ
православный
святитель: "Въ
адъ
попадутъ
исчадія
ада!"
‒
т.е.,
люди,
которые
своимъ
образомъ
жизни
свою
душу
убили
духовно
и
поэтому
другого
жребія
для
нихъ
нѣтъ.
Помните,
какъ
Господь
говорилъ
въ
бесѣдѣ
о
Страшномъ
Судѣ?
Онъ
обращается
къ
праведникамъ
и
говоритъ: "Наслѣдуйте
Царство,
уготованное
вамъ,
отъ
сложенія
міра".
А
когда Онъ
съ
грознымъ
и
скорбнымъ
словомъ
обратится
къ
грѣшникамъ,
то
скажетъ: "Идите
отъ
Меня,
проклятые,
въ
огонь
вѣчный
уготованный (кому?
вамъ?
нѣтъ!)
діаволу
и
ангеламъ
его!"
Не
вамъ
была
уготована
эта
мука
адская
‒
нѣтъ!
Для
васъ
‒
Царствіе
Божіе
было
открыто.
Вы
могли
въ
него
войти,
какъ
вотъ
входятъ
праведники,
но
вы
сами
сдѣлали
себя
такими,
что
для
васъ
нѣтъ
иной
участи,
какъ
быть
съ
богопротивникомъ
и
человѣкоубійцемъ
‒
діаволомъ.
Сами
виноваты
въ
своей
погибели!
Такъ
вотъ,
будемъ
это
помнить.
Господь
‒
правосуденъ,
но
и
безконечно
милосердъ,
и
если
только
какую-то
душу,
даже
запутавшуюся
въ
грѣхахъ,
есть
возможность
спасти,
помните,
Онъ
сумѣетъ
спасти,
и
можетъ спасти
и
хочетъ
спасти!
Аминь.