English
Version
Посланіе
къ
Титу
Митр.
Филаретъ
(Вознесенскiй)
Титъ
также
былъ
одинъ
изъ
ближайшихъ
учениковъ
апостола
Павла.
Посланіе
къ
нему
небольшое,
но
также
входитъ
въ
составъ
посланій
пастырскихъ.
Въ
немъ
много
мѣстъ
параллельныхъ,
схожихъ
съ
тѣми
наставленіями,
которыя
мы
находимъ
въ
Посланіи
къ
Тимоѳею.
Оно
и
понятно,
потому
что
и
Тимоѳея
и
Тита
апостолъ
Павелъ
поставилъ
епископами,
своими
сотрудниками,
своими
замѣстителями.
Такъ
читаемъ
посланіе
къ
Титу: "Павелъ,
рабъ
Божій,
апостолъ
же
Іисуса
Христа,
по
вѣрѣ
избранныхъ
Божіихъ
и
познанію
истины,
относящейся
къ
благочестію".
А
что
такое "избранныхъ
Божіихъ"?
Значить,
Господь
избираетъ
кого-то,
кто
долженъ
спастись,
а
другихъ не
избираетъ?
Получается,
что
Господь
какъ
бы
не
одинаково
къ
людямъ
относится:
однихъ
избираетъ,
другихъ
нѣтъ.
Какъ
же
такъ?
Избраніе
Божіе
цѣликомъ
покоится
на
Божьемъ
всевѣдѣніи:
человѣкъ
остается
свободнымъ,
но
Господь
заранѣе,
непостижимо
намъ
это
провидитъ,
какой
путь
онъ
изберетъ.
И
если
онъ
изберетъ
путь
правильный,
то
онъ
будетъ "избранникъ
Божій".
Поэтому
Божія
Матерь
явилась
преподобному
Сергію
и
говоритъ
ему (конечно,
онъ
былъ
потрясенъ
этимъ
явленіемъ
Божіей
Матери,
Царицы
Небесной)
‒ "Не
ужасайся,
избранникъ
Божій!"
Не
потому
что
это
былъ
какой-то
отмѣченный
избранникъ,
а
потому что
Божія
Матерь
знала
преподобнаго
Сергія
и
потому
такъ
назвала
его.
"По
вѣрѣ
избранныхъ
Божіихъ
и
познанію
истины,
относящейся
къ
благочестію.
Въ
надеждѣ
вѣчной
жизни,
которую
обѣщалъ
Неизмѣнный
въ
Словѣ
Богъ,
прежде
вѣковыхъ
временъ".
Значитъ,
истина,
относящаяся
къ
благочестію
это
‒
надежда
наслѣдовать
вѣчную
жизнь.
А
надежда эта
опирается
на
то,
что
Господь
это
обѣщалъ,
а
Богъ
неизмѣненъ
въ
Своемъ
Словѣ:
что
Онъ
сказалъ,
это
такъ
и
будетъ. "А
въ
свое
время
явилъ
Свое
Слово
въ
проповѣди,
ввѣренной
мнѣ,
по
повелѣнію
Спасителя
нашего
Бога,
‒
Титу,
истинному
сыну
по
общей
вѣрѣ:
благодать,
милость
и
миръ
отъ
Бога
Отца
и
Господа
Іисуса
Христа,
Спасителя
нашего".
Какъ
отецъ
сыну,
преподаетъ
онъ
здѣсь
миръ
и
благословеніе
Единаго
Бога,
а
дальше круто
переходитъ
къ
дѣлу: "Для
того
я
оставилъ
тебя
въ
Критѣ"
‒
Тимоѳея
апостолъ
оставилъ
въ
то
время
въ
Ефесѣ.
Тимоѳей
былъ
Ефесскій
епископъ,
онъ
тамъ
пострадалъ,
а
Титъ
былъ
Критскій. "Для
того
я
оставилъ
тебя
въ
Критѣ,
чтобы
ты
довершилъ
недоконченное
и
поставилъ
по
всѣмъ
городамъ
пресвитеровъ,
какъ
я
тебѣ
приказывалъ:
если
кто
непороченъ,
мужъ
одной
жены,
дѣтей
имѣетъ
вѣрныхъ,
неукоряемыхъ
въ
распутствѣ
или
непокорности".
Какъ
и
въ
Посланіи
Тимоѳею,
апостолъ
говорилъ,
что
тотъ,
кто
не
умѣетъ
своимъ
домомъ
управлять,
какъ
будетъ
управлять
Церковью? "Ибо
епископъ
долженъ
быть
непороченъ,
какъ
Божій
домостроитель (слуга
Божій),
не
дерзокъ,
не
гнѣвливъ,
не
пьяница,
не
убійца,
не
корыстолюбецъ".
Это
напоминаетъ
параллельныя
наставленія
апостолу
Тимоѳею.
"Но
страннолюбивъ (т.е.
привѣтливъ
къ
странникамъ,
ублажающимъ
ихъ),
любящій
добро,
цѣломудренъ,
справедливъ,
благочестивъ,
воздерженъ,
держащійся
истиннаго
слова,
согласнаго
съ
ученіемъ;
его
научили
и
наставлять
въ
здравомъ
ученіи
и
противящихся
обличать".
Конечно,
если
пресвитерское
или
епископское
служеніе
приметъ
на
себя
человѣкъ,
который
самъ
не
знаетъ,
какъ
должно,
своего
христіанскаго
ученія,
какъ
онъ
можетъ
обличать
заблудившагося
и
наставлять
того,
кто
нуждается
въ
наставленіи? "Ибо
есть
много
и
непокорныхъ,
пустослововъ
и
обманщиковъ,
особенно
изъ
обрѣзанныхъ,
каковымъ
должно
заграждать
уста
‒
они
развращаютъ
цѣлые
дома,
уча
чему
не
должно,
изъ
постыдной
корысти".
Помните,
мы
только
что
читали
въ
Посланіи
къ
Титу: "Изъ
нихъ
же
самихъ
одинъ
стихотворецъ
сказалъ: ‘Критяне
всегда
лжецы,
злые
звѣри,
утробы
лѣнивыя’".
Довольно
суровое
опредѣленіе,
правда?
Но
отсюда
появился
извѣстный
софизмъ,
который
въ
логикѣ
приводится
какъ
примѣръ
того,
какъ
формальный
логическій
выводъ
можетъ
заключиться,
напримѣръ,
въ
другой
выводъ,
который
имъ
нуженъ.
Но
то,
что
здѣсь
сказано
о
какомъ-то
стихотворцѣ
относится
къ
стихотворцу,
который
этотъ
способъ
здѣсь
примѣнилъ,
какъ
извѣстно
изъ
исторіи.
Такъ
вотъ
такой
софизмъ:
критянинъ
Эпименидъ
говоритъ,
что
всѣ
критяне
‒
лжецы.
А
такъ
какъ
онъ
самъ
критянинъ,
значитъ
онъ
‒
лжецъ.
А
такъ
какъ
онъ
лжетъ,
то
онъ
сказалъ
неправду,
значитъ,
критяне
не
лжецы.
А
разъ
не
лжецы,
то
и
онъ
не
лжецъ.
А
разъ
онъ
не
лжецъ,
то
онъ
сказалъ
правду.
Значитъ,
они
лжецы.
А
такъ
какъ
онъ
критянинъ,
то
и
онъ
лжец,
и
пошло...
Есть
выходъ
изъ
формальнаго
такого
логическаго
круга.
А
выходъ,
конечно,
только
въ
томъ,
что
дается
въ
русской
поговоркѣ: "Изъ
всякаго
правила
бываютъ
исключенія!" "Критяне
всегда
лжецы,
злые
звѣри,
утробы
лѣнивыя",
сказалъ
Эпименидъ,
а
Павелъ добавляетъ: "Свидѣтельство
это
справедливо.
По
сей
причинѣ
обличай
ихъ
строго,
дабы
они
были
здравы
въ
вѣрѣ.
Не
внимай
иудейскимъ
баснямъ
и
постановленіямъ
людей,
отвращающихся
отъ
истины.
Для
чистыхъ
все
чисто".
И
по-славянски:
вся
убо
чиста
суть
чиста.
Тотъ,
кто
чистъ
душой
и
сердцемъ,
тотъ
можетъ
говорить
на
любыя
темы,
на
самыя,
казалось
бы,
соблазнительныя
и
нечистыя,
а
самъ
остается
чистымъ. "Для
чистыхъ
‒
все
чисто,
а
для
оскверненныхъ
и
невѣрныхъ
нѣтъ
ничего
чистаго,
но
осквернены
и
умъ
ихъ
и
совѣсть".
Кто
грязенъ,
тому
вездѣ
грязь
мерещится.
Кто
чистый,
тотъ
чисто
смотритъ,
а
кто
грязенъ,
тотъ
во
всемъ
видитъ
грязь. "Они
говорятъ,
что
знаютъ
Бога,
а
дѣлами
отрекаются,
будучи
гнусны
и
непокорны
и
не
способны
ни
къ
какому
доброму
дѣлу".
Апостолъ говоритъ
о
своемъ
времени
тутъ,
а
мы,
въ
наше
время,
то
же
самое
видимъ.
Много
людей,
которые
говорятъ
о
Богѣ,
какъ
будто
говорятъ
много
благочестивыхъ,
нарядныхъ словъ,
а
дѣлами
отрекаются.
Потому
что,
когда
слово
дѣломъ
не
подтверждается,
а
дѣло
расходится
со
словомъ,
тогда
ясно
видно —
у
человѣка
настоящей
твердой
убѣжденности
въ
Христѣ
нѣтъ.
Если
бы
она
была,
то
онъ
былъ
бы
вѣренъ
этой
истинѣ.
Это,
если
бы
то,
о
чемъ
мы
съ
вами
уже
говорили,
что
въ
послѣднія
времена
въ
особенности
будутъ
люди,
имѣющіе
образъ
благочестія.
Будутъ
говорить,
что
знаютъ
Бога,
говорить
святыя
слова,
а
дѣлами
будут
отрекаться,
будучи
гнусными,
непокорными
и
неспособными
ни
къ
какому
доброму
дѣлу.
Аминь.