English
Version
Бесѣда съ молодежью о Вечерни
Митр.
Филаретъ
(Вознесенскiй)
Праздничная
вечерня
въ
соединеніи
съ
утреней
называется
"Всенощное
бдѣніе".
Малая
вечерня
обычно
самостоятельно
не
совершается,
а
только
въ
тѣ
дни,
когда
бываетъ
Всенощное
бдѣніе,
за
нѣкоторое
время
до
него.
Вечерня
вседневная,
будничная,
чаще
всего
бываетъ
во
всѣ
будничные
дни.
Великая
вечерня
совершается
въ
кануны
праздниковъ
и
еще
въ
нѣкоторые
особые
дни
въ
теченіе
богослужебнаго
года.
Сейчасъ
посмотримъ
прототипъ
основной
вседневной
вечерни.
Въ
праздничную
вечерню
вставляется
нѣчто
такое,
чего
въ
вечернѣ
повседневной,
будничной
нѣтъ.
Малая
вечерня
представляетъ
собой
сокращеніе
повседневной
‒
тамъ
выпускается
многое,
что
есть
въ
будничной,
повседневной
вечернѣ.
Недавно
я
подумалъ,
что
память
мнѣ
измѣнила,
когда
я
видѣлъ
пластинку
хора
Ледковскаго
и
тамъ
написано
"Благослови,
душе
моя,
Господа"
моей
композиціи
и
написано:
104-ый
псаломъ,
когда
это
103,
а
на
пластинкѣ
104
стоитъ.
Псаломъ
этотъ
длинный.
Тамъ
Давидъ
описываетъ
Божье
всемогущество
и
премудрость
въ
сотвореніи
міра
яркими
прекрасными
стихами.
Тѣ,
кто
бывали
на
Аѳонѣ,
не
теперь,
а
въ
добрыя
старыя
времена,
говорили,
что
когда
они
бывали,
напримѣръ,
въ
какомъ-нибудь
монастырѣ
подъ
престольный
праздникъ
этого
монастыря,
то
тамъ
ко
Всенощной
еще
присоединялась
непосредственно
ранняя
Литургія.
Причемъ
это
занимало
отъ
12
до
14
часовъ,
не
выходя
изъ
храма.
И
при
этомъ,
мнѣ
говорили,
"Благослови,
душе
моя,
Господа"
‒
предначинательный
псаломъ,
пѣлся,
приблизительно
часъ
съ
четвертью,
потому
что
каждую
фразу
пѣлъ
солистъ-головщикъ,
а
хоръ
ее
повторялъ.
Головщикъ
поетъ:
"Господи,
Боже
мой,
возвеличился
еси
зѣло",
потомъ
хоръ
повторяетъ
и
т.д.
И
весь
этотъ
длинный
псаломъ
повторяется
два
раза,
потому
что
всѣ
фразы
произноситъ
головщикъ
запѣвало,
а
второй
разъ
хоръ.
И
вотъ
такъ
неспѣшнымъ
монастырскимъ
напѣвомъ
это
занимало
часъ
съ
четвертью.
Между
прочимъ,
я
читалъ
описаніе,
какъ
какіе-то
благочестивые
помѣщики,
которые
любили
ходить
въ
Божій
храмъ
и
выстаивали
соборныя
службы,
попали
не
на
Аѳонъ,
а
въ
Оптину
Пустынь.
Въ
Оптиной
Пустыни,
какъ
у
насъ
въ
русскихъ
монастыряхъ,
такого
длительнаго
богослуженія
не
было,
какъ
на
Аѳонѣ.
Но
службы
шли
очень
долго,
по
уставу.
Пріѣхали
эти
помѣщики
съ
семьей,
пошли
ко
Всенощной
и
тамъ
какъ
разъ
часъ
съ
лишкомъ
пѣли
"Благослови,
душе
моя,
Господа".
Они
съ
трудомъ
достояли
до
"Господи
воззвахъ"
и
ушли
спать.
Поспали
и
потомъ
все
таки
рѣшили
пойти
въ
церковь
и
пришли
еще
до
поліелея.
Поліелей
выслушали,
приложились
къ
иконамъ
и
пошли
спать
опять.
Когда
служба
бывает
повседневная,
будничная,
то
тогда
этотъ
псаломъ
читается.
Онъ
будетъ
пѣться
на
великой
вечернѣ,
когда
она
праздничная.
Поется
этотъ
псаломъ
только
на
Всенощномъ
бдѣніи.
Псаломъ
оконченъ.
Дальше
идетъ
"Мирная"
ектенія.
Почему
она
называется
"мирная"?
Потому
что
много
говорится
о
мирѣ.
Первыя
три
прошенія:
"Миромъ
Господу
помолимся",
"О
свышнемъ
мирѣ",
"О
мирѣ
всего
міра".
Ектенія
окончена.
По
уставу
во
вседневной,
будничной
вечернѣ,
за
рѣдкимъ
исключеніемъ,
полагается
чтеніе
одной
каѳизмы.
Она
почти
нигдѣ
не
читается.
Читается
въ
монастыряхъ,
а
въ
приходскихъ
храмахъ
почти
не
читается,
но
положена
каѳизма.
Послѣ
каѳизмы
идетъ
малая
ектенія,
которая
является
сокращеніемъ
великой,
только
ея
начало
и
конецъ.
Послѣ
нея
поется
молитвословіе
на
каждой
вечернѣ,
взятое
изъ
обихода
богослужебнаго
еще
древней
ветхозавѣтной
Церкви:
"Господи,
воззвахъ
къ
Тебѣ,
услыши
мя,
услыши
мя,
Господи"
‒
слова
изъ
псалма,
и
дальше
добавляется:
"Да
исправится
молитва
моя,
яко
кадило
предъ
Тобою".
А
какъ
вы
понимаете
эти
слова?
Что
значитъ:
"да
исправится
молитва
моя?"
Я
спрашиваю
потому,
что
обыкновенно
подъ
словомъ
"исправленіе"
понимается
обратное.
Молитва
окончилась.
Знаете,
какъ
про
человѣка
говорятъ:
"Онъ
исправляетъ
свою
должность",
т.е.
выполняетъ.
Тутъ
именно
объ
этомъ
говорится.
Не
о
томъ,
чтобы
кто-то
какую-то
молитву
исправлялъ.
"Да
исправится
молитва
моя,
яко
кадило
предъ
Тобою",
т.е.
пусть
моя
молитва
выполняется,
какъ
кадило
предъ
Тобою.
Въ
соотвѣтствіи
съ
этимъ,
тутъ
начинается
кажденіе
храма.
Отецъ
(нынѣ
Святой
–
ред.)
Іоаннъ
Кронштадтскій
любилъ
говорить,
говоря
о
кадилѣ,
что
когда
кадило
горитъ
и
благоухаетъ,
то
благоухающій
дымъ
поднимается
кверху
‒
"такова
должна
быть
молитва
твоя,
а
если
видишь
кадило
холодное,
погасшее
и
нѣтъ
съ
него
никакого
ѳиміама
‒
благоуханія,
то
это
та
молитва,
которая
часто
у
насъ
бываетъ".
Потому-то
мы
и
молимся:
"Да
исправится"
‒
да
выполняется
молитва
моя,
яко
кадило
предъ
Тобою.
Маленькія
дѣти,
когда
слушаютъ,
не
очень
хорошо
это
понимаютъ.
Въ
обителяхъ,
въ
монастыряхъ
и
въ
приходахъ,
гдѣ
соблюдается
уставъ
болѣе
или
менѣе
точно,
послѣ
этихъ
стиховъ
читаются
выдержки
изъ
псалмовъ,
но
въ
праздникъ
ихъ
поютъ.
Въ
концѣ
концовъ
доходятъ
до
стиха
"Изведи
изъ
темницы
душу
мою
исповѣдатеся
имени
Твоему".
Этотъ
стихъ
вы
часто
слышите
на
воскресныхъ
Всенощныхъ,
съ
него
начинается
пѣніе
"стихиръ"
‒
отдѣльныхъ
молитвословій.
Названіе
"стихира"
осталось
за
ней,
потому
что
въ
древности,
когда
составлялось
большинство
службъ,
она
была
написана
стихами.
Теперь
рѣдко
кто
стихами
составляетъ
стихиру,
но
названіе
это
осталось
за
ней.
Причемъ,
каждой
стихирѣ
предшествуетъ
запѣвъ
‒
краткій
стихъ
изъ
псалма.
Когда
бываетъ
торжественная
служба,
тогда
можетъ
ихъ
быть
десять,
когда
будничная,
шесть.
Когда
будничная
служба,
то
этихъ
стиховъ
запѣвовъ,
‒
шесть,
поются
они
по
гласамъ.
Я
уже
вамъ
говорилъ,
что
каждой
недѣлѣ
соотвѣтствуетъ
особый
гласъ
(каждой
седмицѣ)
‒
всего
восемь
гласовъ.
Въ
зависимости
отъ
того,
къ
какому
гласу
относится
данная
седмица
и
будутъ
пѣться
стихиры.
Но
это
только
первыя
три,
а
вторыя
три
стихиры
уже
посвящаются
святому,
которому
въ
этотъ
день
память.
У
него
бываетъ
иногда
тотъ
же
гласъ,
а
иногда
и
другой.
Напримѣръ,
часто
въ
монастыряхъ,
для
того,
чтобы
легче
было
пѣть,
возглашается:
"Гласъ
шестый
‒
Господи,
воззвахъ
къ
Тебѣ,
услыши
мя"
‒
и
поютъ.
Дальше
передъ
стихирами,
если
гласъ
шестой,
то
говорятъ:
"гласъ
той
же:
Аще
беззаконія
назриши,
Господи,
Господи,
кто
постоитъ".
Три
стихиры
гласомъ
этимъ
пропоются,
дальше
начинаются
стихиры
святому,
тогда
возглашается:
если
гласъ
новый,
то,
напримѣръ,
гласъ
пятый
и
соотвѣтствующія
стихиры.
А
иногда
"гласъ
той
же",
значитъ
тотъ
же.
Послѣ
пѣнія
"Господи,
воззвахъ
къ
Тебѣ...
Да
исправится
молитва
моя..."
поютъ
стихиры.
Послѣдняя
стихира
почти
всегда
бываетъ
въ
честь
Божіей
Матери.
Послѣ
стихиры
Божіей
Матери
положено
"Свѣте
Тихій".
Шестьдесятъ
одинъ
годъ
проживши
на
бѣломъ
свѣтѣ,
только
когда
я
пріѣхалъ
въ
Австралію,
то
услыхалъ,
что
"Свѣте
Тихій"
читается.
Въ
самомъ
пѣснопѣніи
говорится:
"Поемъ
Отца,
Сына
и
Святаго
Духа
Бога".
Я
помню,
какъ
я
служилъ
въ
Лѣснинскомъ
монастырѣ
и
сказалъ,
что
удивляюсь,
что
въ
нѣкоторыхъ
храмахъ
читаютъ,
а
не
поютъ.
Въ
каждой
вечернѣ
есть:
"Поемъ
Отца
и
Сына
и
Святаго
Духа"
(а
не
читать),
оно
такъ
и
называется
"Пѣснь
вечерняя".
Въ
Лѣснинскомъ
монастырѣ
уставъ
соблюдается
строго
и
тамъ
поется
всегда.
Послѣ
того,
какъ
пропѣто
"Свѣте
Тихій",
возглашается
тотъ
стихъ,
который
является
памятнымъ
для
каждаго
дня
‒
прокименъ.
Послѣ
прокимена
"Сподоби,
Господи".
Это,
конечно,
читается
всегда,
кромѣ
Пасхи.
На
Пасхальной
седмицѣ,
во
всѣ
семь
дней
Пасхи,
"Сподоби,
Господи"
поется.
Тогда
ничего
не
положено
читать,
кромѣ
Священнаго
Писанія,
Апостола
и
Евангелія.
Поэтому
тамъ
даже
запѣвы
положено
читать
на
распѣвъ.
Послѣ
этого
идетъ
ектенія,
которая
называется
Просительная:
когда
діаконъ
или
священникъ
читаетъ
прошенія
‒
"у
Господа
просимъ",
то
хоръ
отвѣчаетъ:
"Подай,
Господи!"
Одинъ
изъ
русскихъ
святителей
говорилъ:
"Когда
мы
просимъ
у
кого-нибудь,
или
дѣти
у
родителей,
то
они
въ
этотъ
возгласъ
свою
душу
вкладываютъ.
А
часто
бываетъ,
что
хоръ
поетъ:
‘Подай,
Господи’,
совсѣмъ
не
думая
о
томъ,
чтобы
Господь
что-то
подалъ,
а
думаютъ
совсѣмъ
о
другомъ,
а
богомольцы
дремлютъ
въ
церкви
–
хорошая
просьба!"
Послѣ
Просительной
ектеніи
поются
стихиры
на
стиховнѣ,
въ
нихъ
тоже
бываютъ
стихи
передъ
стихирами.
Стихиры
на
"Господи
воззвахъ"
поются
послѣ
малой
ектеніи,
а
стихиры
на
стиховнѣ
послѣ
просительной
ектеніи.
Они
оканчиваются
обыкновенно
тоже
стихирой
почти
всегда
въ
честь
Божіей
Матери.
Дальше
читается
молитва,
цѣликомъ
взятая
изъ
Евангелія:
"Нынѣ
отпущаеши
раба
Твоего,
Владыко".
Причемъ,
я
помню
у
насъ
въ
Харбинѣ
эту
молитву
пѣли
только
въ
одинъ
день
‒
въ
канунъ
Срѣтенія
Господня,
на
Всенощной,
а
въ
остальные
дни
читали.
Къ
"Нынѣ
отпущаеши"
присоединяются
молитвы:
"Святый
Боже",
"Пресвятая
Троица",
"Отче
нашъ".
По
возгласѣ:
"Яко
Твое
есть
царство"..
поется
тропарь
тому
святому,
которому
въ
завтрашній
день
память,
потомъ
‒
Слава
и
нынѣ
и
тропарь
въ
честь
Божіей
Матери,
такъ
называемый
"Богородичный"
‒
отпустительный
тропарь.
Тутъ
уже
вечерня
подходитъ
къ
концу
(повседневная),
идетъ
сугубая
ектенія
и
потомъ
такъ
называемый
отпустъ
‒
послѣдній
возгласъ:
"Сый
благословенъ
Христосъ
Богъ
нашъ..."
Отпустомъ
называется
послѣдній
возгласъ
священника,
гдѣ
онъ
говоритъ,
что
Христосъ
‒
истинный
Богъ
нашъ,
по
молитвамъ
тѣхъ
или
иныхъ
святыхъ,
помилуетъ
и
спасетъ
насъ,
яко
благъ
и
человѣколюбецъ.
Причемъ,
неотмѣнно
и
всегда
поминаются
родители
Пречистой
Богородицы
‒
святые
и
праведные
Іоакимъ
и
Анна,
при
этомъ,
почти
всегда
святые
апостолы.
Все
это
касается
повседневной
вечерни.
Малая
вечерня
отъ
нея
отличается
тѣмъ,
что
многія
молитвословія
выпущены.
Въ
малой
вечернѣ
великой
ектеніи
нѣтъ,
нѣтъ
просительной,
только
есть
сугубая
ектенія
въ
самомъ
концѣ.
И
много
такихъ
въ
молитвословіяхъ
сокращеній,
стихиръ
немного.
Напримѣръ,
на
полной
праздничной
Вечернѣ-всенощной,
подъ
воскресный
день,
"Господь
воцарися,
въ
лѣпоту
облечеся"
‒
прокименъ
поется
четыре
раза,
а
на
малой
вечернѣ
только
два.
Бываютъ
случаи,
когда
вечерня
служится
не
въ
обычное
время.
Тогда
она
соединяется
съ
другими
богослужебными
послѣдованіями,
какъ,
напримѣръ,
въ
особые
дни,
которые
относятся
къ
Великому
посту
и
Святой
Седмицѣ.
Тогда
вечерня
соединяется
непосредственно
съ
Литургіей,
иногда
съ
Литургіей
Преждеосвященныхъ
Даровъ,
а
иногда
съ
полной
Литургіей
Іоанна
Златоуста
или
Василія
Великаго.
Я
хочу
вамъ
напомнить,
въ
какіе
дни
совершается
Литургія
Василія
Великаго.
Десять
разъ
въ
году:
въ
Рождественскій
сочельникъ,
въ
Крещенскій
сочельникъ,
въ
день
памяти
Василія
Великаго,
въ
пять
воскресеній
Великаго
поста,
въ
Великій
Четвергъ
и
въ
Великую
Субботу.