Главная     Новости     Администрация     Духовный Суд     Приходы      Документы     История
Епархиальная Библиотека
     Комитет Молодежи     Музыкальная Комиссия     Ссылки     Volunteers in Mission

English Version

Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста
Митр. Филаретъ (Вознесенскiй)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Многіе изъ васъ, вѣроятно, знаютъ, что изъ христіанской древности до насъ дошли свѣдѣнія о той дружбѣ особой, которая когда-то была между двумя великими угодниками Божіими, равными по дарованію, равными по духовной высотѣ и одинаково духовными устремленіями жившими – это святителя Василія Великаго и святителя Григорія Богослова.

Идеальнѣйшій примѣръ той дружбы, которая должна быть между христіанами дали намъ эти два великихъ святителя. Но Григорій Богословъ надолго пережилъ своего друга. Василій Великій скончался сравнительно молодымъ – всего на пятидесятомъ году, а Григорію Богослову, когда онъ умеръ, было уже шестьдесятъ съ лишнимъ. Но вотъ, когда Григорій Богословъ говорилъ слово памяти своего друга, онъ указывалъ на то, что Василій, какъ онъ сказалъ, – каждый день побѣждалъ какой нибудь грѣхъ и пріобрѣталъ какую-либо добродѣтель. И, такимъ образомъ, постепенно духовно повышался все выше и выше.

Теперь забыто уже, къ сожалѣнію, то, что должно быть всегда въ центрѣ вниманія христіанина: что каждый, какую бы во внѣшней жизни онъ ни исполнялъ должность и работу, внутренне долженъ всегда работать надъ своей душою, стараясь насаждать въ душѣ своей, въ своемъ сердцѣ, сѣмена добродѣтели и вырывать сорныя травы всякія всякихъ пороковъ и грѣховъ.

Но здѣсь, конечно, нужна постепенность: всего сразу не сдѣлать. И вотъ завтра Церковь прославляетъ, помимо воскреснаго дня, великаго наставника вотъ такого христіанскаго духовнаго дѣланія, преподобнаго Іоанна Лѣствичника, который и названъ такъ, потому что главный его вдохновенный трудъ, "Лѣствица христіанскихъ добродѣтелей", трудъ прославившій его навсегда въ Православной Церкви, трудъ, который былъ любимѣйшимъ чтеніемъ когда-то нашихъ благочестивыхъ предковъ, а также былъ чтеніемъ Царской семьи въ ея заточеніи, предъ ея страдальческой кончиной.

И вотъ такъ преподобный, самъ прошедшій опытомъ духовный путь, обогатившій, прежде всего, этимъ опытомъ себя, убѣдительно, просто и понятно указываетъ, какъ постепенно долженъ человѣкъ отъ одной добродѣтели переходить къ другой, все выше и выше поднимаясь, воспитывая себя духовно. Характерно то, что въ этой "Лѣствицѣ" его есть такое выраженіе, когда рѣчь идетъ уже о высшей христіанской добродѣтели – любви христіанской, преподобный смиренно замѣчаетъ: "Тотъ, кто говоритъ, что Богъ есть любовь, и кто говоритъ о любви, тотъ о Самомъ Богѣ говорить покусился. А это – небезопасно и выше нашей мѣры". Какъ смиренно говорилъ преподобный!

А помните нашего великаго святого наставника духовной жизни, которому посвященъ этотъ благолѣпный храмъ! "Убогій Серафимъ", какъ онъ себя называлъ, одинъ изъ величайшихъ святыхъ не только Русской, но и Вселенской Церкви, преподобный отецъ нашъ Серафимъ. Когда-то одинъ усердный, но еще малоопытный молодой инокъ, такъ сказать, мчался на подвиги съ усердіемъ, но безъ достаточнаго опыта. И вотъ, преподобный Серафимъ ласково, по-отечески ему говоритъ: "Радость моя, все дѣлай потихоньку, полегоньку и не вдругъ. Добродѣтель – не груша, ее вдругъ не съѣшь и не возьмешься за другую".

Такъ вотъ, нужно помнить каждому, что основная задача наша – это воспитать свою душу въ христіанскомъ добродѣланіи. Но – именно такъ, чтобы это не было безпорядочнымъ какимъ-то образомъ, а чтобы человѣкъ постепенно себя духовно воспитывалъ. Духовно опытные люди знаютъ, какъ это важно, а, кромѣ того, этимъ и пріобрѣтается путь въ Царство Небесное. Ибо знаемъ мы, что ничто скверное и нечистое въ Царствіе Божіе не войдетъ, какъ сказано въ Священномъ Писаніи, а поэтому, для того, чтобы наслѣдовать Царствіе Божіе, христіанинъ долженъ работать надъ собою, чтобы "очищать себя отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіемъ" (2 Кор. 7:1), какъ говорилъ великій Апостолъ Павелъ.

Аминь.