English
Version
Слово протопр. Александра
Киселева на отпевании митр. Филарета
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы
провождаем в вечную жизнь уже
третьего Владыку Митрополита нашей
Православной Русской Церкви за
Рубежом. Нам не время сейчас делать
какое-либо сопоставление между этими
тремя святительскими личностями. Я
позволю себе в порученном мне слове
упомянуть только совсем кратко о
духовном облике почившего Владыки
Митрополита Филарета – так, как он
представляется мне.
Я
думаю, что к нему вполне относятся те
слова Спасителя, некогда сказанные
детям: "Таковых бо есть Царствие
Небесное" (Мф. 19:14). Владыке
Митрополиту были свойственны те
характерные черты, которые
свойственны тем людям, которые
сохранили их с детства своего –
сохранили ту открытость, ту доброту,
ту сердечность, то, что располагает
человека к человеку. Этим качеством
обладал покойный Владыка в очень
большой мере и это чувствовали прежде
всего особенно им любимые дети и
молодежь.
И
вотъ Владыка лежит во гробе. Владыка
отходит в жизнь, идеже праведные
пребывают.
Владыка,
с его этими особенно мягкими чертами,
человека, проводил, надо думать, особо
трудную жизнь, совмещая эти черты с
человеком, стоящим во главе Церкви.
И
я хотел бы, не обинуясь, сказать сейчас
то, что думаю, – сказать, что все мы
повинны в его трудностях. Все мы,
которые, так или иначе, возлагали на
него, умножали его без того трудные
обязанности, особенно тяжело
совместимые с его этим мягким и, в
самом лучшем смысле слова,
девственными качествами, которых у
взрослых людей находить бывает в
жизни более чем трудно. Мы все виновны
в этом. И те, кто грешили, и те, кто не
остановили грешащих, и те, которые
думали, что их дело иногда прийти в
церковь, и мнили себя православными,
да еще православными членами Русской
Православной Церкви за Рубежом, как
нечто особенное в Православии.
Все
мы, так или иначе, виноваты, виноваты в
том, что не помогали ему, а, наоборот,
усложняли формы и без того трудной
церковной жизни, жизни Церкви, которая
не может быть изолирована от всего
того ужасного, что совершается в нашем
мире, совершается вокруг нас. Не может
это не проникать и в Церковь и оно в
достаточной мере проникало, ибо
каждый живущий вне Церкви
пропитывается, хочет он или не хочет,
до какой-то степени той атмосферой, в
которой живет сейчас мир, и входя в
Церковь, приносят эту атмосферу в
Церковь. Каково же быть возглавителю
Первоиерарху Церкви – в таких
условиях?
И
вот тогда, простите мне еще одно
откровенное слово. Воспоминаются
слова Евангельские, слова Спасителя,
Господа нашего Иисуса Христа, Который
когда-то сказал: "Вы сделали дом
Отца моего домом разбойников" (Мф.
21:13). Не делаем ли это же самое и мы с
вами? Из них же первый есмь аз. И мы
духовенство, и мы миряне, и все –
каждый своим образом – не грешен ли
перед покойником Первоиерархом и
перед всей нашей Церковью за нашу
недостойную жизнь, которая происходит
и совершается далеко не всегда так,
как бы следовало, как бы хотелось?
Поэтому,
сегодня нам надлежит, не только
каяться во грехах наших перед
Церковью и перед почившим Ее
Первоиерархом. Этого, думаю, мало. Мало
покаяние. Нужно обещание, обет, что мы
постараемся ограждать нашу Церковь, а
следовательно, и каждый сам себя,
внутри себя, во всех формах своей
жизни, ограждать от того, что пачкает
Церковь, что пятнает Церковь, что
делает Ее, хотя бы отдоленном смысле,
подобной тем словам Спастителя,
которыя я уже привел только что здесь
для вашего внимания.
Поэтому,
мы теперь, провожая почившего, стоим
на пороге ожидания нового, четвертого
Главу-Первоиерарха Русской
Православной Церкви Заграницей. Кто
бы он ни был, он нуждается в том, в чем
нуждался покойный святитель. Дадим же
ему эту нашу помощь. Не скажем: это не
мое дело, я не священник, а священник
скажет: это не мое дело, – я не епископ,
а епископ, может быть, скажет, это тоже
не мое дело, – я не Первоиерарх.
Кто
же тогда отвечает? Один человек? Да
какая бы благодать ни посетила его –
это непосильно человеку. Это дело всей
Святой, Собороной и Апостольской
Церкви, членами которой мы и являемся.
Будем
же не только зваться таковыми, но и
исправим себя, ради Церкви, ради
собственного нашего спасения, ради
того чтобы не писаться православными
христианами, а быть таковыми.
Не кичиться, что мы лучше всех других
православных христиан, мы –
Православная Русская Церковь за
Рубежом – а быть поистине тем, чем
надлежит быть.
Да
поможет же нам Господь Бог! Да
пожелаем же мы этого! Да приложим же мы
особое усилие к достижению этой цели,
не одними намерениями, которыми, как
говорит св. Иоанн Златоуст, "дорога
даже в ад устлана" – не одними
намерениями, а подлинным делом,
которое ждет наша Церковь и Ее новый
будущий Глава-Первоиерарх.
Аминь.
"Православная
Русь", 1985,
№22.