English
Version
23 апреля 2011 г.
Нью-Йорк:
Пасхальное Послание Преосвященнейшего Иеронима, Епископа
Манхеттенского
Пасха,
Господня Пасха!
Тысячу лет назад, до
отделения Западной Церкви от Православия, в итальянском городе
Беневенто пасхальную Литургию пели на двух языках, по-гречески и
по-латыни. Сохранился оттуда и первоначальный греческий текст Стихир
Пасхи, со словами, "...Пасха всечестная, Пасха Христа Избавителя" [Πάσχα
Χριστοῦ τοῦ Λυτρωτοῦ
‒ Pascha
Christi
Redemptoris].
Так эта стихира и гласит в старопечатных славянских книгах.
Впоследствии, однако, текст был переменен на "Пасха:
Христос Избавитель", м.б. по следующим соображениям.
Всякая несправедливость
воспринимается человеческим сердцем, как вражеский плен. Что-то нам
подсказывает, что должна торжествовать правда, должен быть истовый
порядок: не должно преобладать зло. Когда сами чувствуем себя
обиженными, или когда видим, что ложь берет верх, тогда у нас вроде
впечатление вражеской оккупации, или жизни в плену. И естественно,
душа тогда ждет героя, освободителя, защитника истины и
справедливости: именно избавителя.
Пасха
‒ это семитское слово (взята с арамейского языка, на котором Христос
и апостолы говорили), и обозначает, как подчеркивает Синаксарь в
первый день Пасхи, "переход". Прошествие древнего Израиля из Египта,
из чужого плена, празднуется Ветхозаветной Пасхою, а Воскресение
Христово ‒ Пасха Новозаветная. Горестно верующему человеку слушать в
предыдущие дни о гонениях на Иисуса Христа, о предательстве Иуда
Искариотского, о несправедливом суде, страданиях, распятии и
погребении Господа. Потом с невыразимой радостью становимся
свидетелями Воскресения, победы правды, поражении сил зла и смерти:
об Избавлении Христовом!
Что еще и сам
Христос является Пасхой, это ‒ дальнейшая мысль, которая
впоследствии, как видно, повлияла на текст стихиры. Родившись от
Приснодевы Марии, Иисус Христос становится переходом между Богом и
человеком: Он же истинный Бог, и истинный Человек, навсегда
объединяя падшее человечество с Богом. Также и в Своем Воскресении,
Христос есть переход, потому что в Его Лице, человеческая природа
уже "сидит одесную Отца", тем самым открывая для нас доступ к
Царствию Небесному. "Христос же пришед архиерей грядущих благ...
вниде единою во святая, вечное искупление обретый" (Евр. 9:11-12),
"еже аки котву (т.е. "как якорь") имамы души" (Евр. 6:19).
Поэтому, имеем
избавление, Пасху Христову, а также и Христа, Который и Сам является
нашей Пасхой, Избавителем и Спасителем от силы зла и от вражеского
плена: он же Герой нашей души, и Поразитель всего, что когда либо, в
этой жизни и в будущей, может причинять нам скорбь или подвергать
несправедливости. Встречая Его в нашем храме, вместо красного яйца
приносим Ему наше всё, и присоединяясь к сонму воспевающих
Воскресение Христово, поем и мы Пасху Христа Избавителя!
+ИЕРОНИМ
Епископ Манхеттенский
Пасха Христова 2011 г.
Пресс-служба
Восточно-Американской епархии